Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ВЫБОРЫ – 2016

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

Учреждение в системе государственной власти поста президента значительно усиливает внимание общества к институту президентства в различных политических системах. Введение этого института открывает новый этап в развитии государственности страны.
Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

Термин "президент" происходит из латинского языка и буквально означает "сидящий впереди". В античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова "президент" впоследствии появилась такая должность, как, например, президент сената. Однако в нынешнем понимании как главы государства термин "президент" не употреблялся.

США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.

В XX веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны.

Президентский пост был учрежден почти во всех республиках бывшего Союза, республиках бывшей СФРЮ (кроме Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Однако каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Изменения, происходящие на мировой арене с конца XX века, стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Это касается и стран СНГ, в том числе и Республики Узбекистан.

В Узбекистане, как в демократическом по форме и правовом по конституционно провозглашенным принципам своего существования государстве, не обходится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса.

В Узбекистане выборы Президента Республики Узбекистан проходят в соответствии с международными избирательными стандартами. Более того, международные стандарты являются приоритетными в сравнении с нормами национального законодательства Узбекистана. Это в полной мере относится как к документам, подписанным Республикой Узбекистан, так и взятым на себя обязательствам по международным договорам, формулирующим принципы и конвенционные нормы международного права.

К числу основных источников международных стандартов в области избирательных прав и свобод граждан Республики Узбекистан следует отнести всеобщие или универсальные избирательные стандарты. Универсальными они являются потому, что они действуют в отношении государств любого континента Земли. Одним из таких документов является Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".

Гражданские и политические права, изложенные во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, который принимался в форме многостороннего международного договора и в отличие от Всеобщей декларации прав человека сразу определялся как документ, носящий обязательный характер для государств-участников. На сегодняшний день его участниками являются 168 государств.

Таким образом, конституционное и избирательное законодательство Республики Узбекистан неразрывно связано с современными международными избирательными стандартами и интенсивно развивается на основе взаимообогащения и гармонизации.

Демократия невозможна без существования конкуренции, то есть без плюралистической политической системы. Политический плюрализм представляет собой один из существенных элементов правового государства.

Статья 7 Конституции Республики Узбекистан провозглашает: "Народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе. Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону".

Кроме того, Конституция Республики Узбекистан, составляющая основу системы избирательного законодательства, посвятила специальную главу избирательной системе и провозгласила ряд основополагающих принципов, которыми должен гарантироваться реальный политический плюрализм. Такой главы нет в конституциях многих государств.

За годы независимости система избирательного законодательства в Узбекистане прошла несколько этапов развития. И первым законом прямого действия, принятым в развитии избирательной системы Республики Узбекистан, явился Закон Республики Узбекистан "О выборах Президента Республики Узбекистан" от 18 ноября 1991 года. И сегодня можно с уверенностью констатировать, что созданная в Узбекистане за годы независимости система государственного управления, демократических институтов и национального законодательства эффективно функционирует и позволяет уверенно смотреть в будущее.

Подготовила Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO