Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Торговля людьми сегодня - весьма актуальная проблема для многих государств мира. Правительства и граждане стран озабочены как масштабами этого вида противоправной деятельности, так и ростом организованной преступности, получающей на этом огромную финансовую прибыль. Все это связано с обманом, лишением свободы, принуждением и другими грубыми нарушениями прав человека.
В нашей стране принимаются активные меры, направленные на борьбу с торговлей людьми и оказание помощи жертвам таких преступлений.

Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Республика Узбекистан присоединилась ко многим международным договорам, направленным на закрепление и защиту прав различных категорий граждан (женщин, детей, инвалидов) и приняла на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека.

Активизация экономического сотрудничества Узбекистана во внешнеэкономической и внешнеполитической сфере, налаживание взаимовыгодных партнерских отношений с целым рядом экономически развитых стран наряду с переходом к рыночным механизмам регулирования экономикой способствовало активизации миграционных потоков как внутри страны, так и за ее пределами.

Международная трудовая миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, общая численность международных мигрантов увеличивается ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются.

С 2000 года Республика Узбекистан, как и большинство новых независимых государств, стала активно вовлекаться в процессы развития трудовой миграции, участвовать в свободном движении товаров и услуг.

Вместе с тем, глобализация мирохозяйственных связей, упрощение процедур пересечения границы, интенсификация миграционных потоков, активное проникновение на мировые рынки транснациональных преступных организаций, ряд проблем экономического и социального характера способствовали тому, что практически все страны бывшего советского союза столкнулись с проблемой противоправного перемещения людей именуемой сегодня "торговлей людьми". Нелегальная миграция граждан, приобретающая форму торговли людьми, в условиях глобализации экономики становится проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и Узбекистана.

В Узбекистане, наряду с легальной трудовой миграцией, осуществляемой по соответствующим контрактам, заключаемым в Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения Узбекистана, с начала 2000 года обозначилась и нелегальная миграция.

Этому виду миграции подвержены в основном женщины, выезжающие в страны СНГ (Россия, Кыргызстан, Казахстан) и дальнего зарубежья (Турцию, Малайзию, Таиланд, ОАЭ, Израиль). Странами транзита для жертв из Узбекистана являются такие страны, как Киргизия, Россия, Украина, Армения, Азербайджан. Среди них немало женщин ставших жертвами преступников, которые под предлогом предоставления высокооплачиваемой работы в качестве официанток, танцовщиц, гувернанток и т.д. вывозили женщин за границу. Зачастую жертвы обмана не осведомлены о потенциальных опасностях. Оказавшись, в полной зависимости от так называемых "работодателей", они вынуждены заниматься проституцией, либо подвергаются иным формам эксплуатации.

Системой законодательства Узбекистана созданы не только конституционно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека от преступных посягательств, но и сформирован действенный организационный механизм их обеспечения.

Борьба против всех транснациональных преступлений, как и вербовки людей в целях эксплуатации, подразумевает сотрудничество правоохранительных органов государства, а также, сотрудничество между государствами и международными организациями.

В Республике Узбекистан борьба против торговли людьми осуществляется на следующих основных уровнях:

- совершенствование правовых основ противодействию торговле людьми;

- меры, предпринимаемые правительством;

- деятельность правоохранительных органов в противодействии торговле людьми;

- международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми;

- меры профилактического характера.

Совершенствование правовых основ противодействию торговле людьми

Уголовным Кодексом Республики Узбекистан в качестве уголовно-наказуемых составов преступлений определены:

- купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации, в том числе несовершеннолетних, совершенная путем обмана и в целях вывоза за пределы Республики Узбекистан (статья 135 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан);

- понуждение женщины к вступлению в половую связь (статья 121 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан);

- похищение человека (статья 137 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан); и другие сопутствующие им преступления, к примеру, мошенничество (статья 168 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан).

Меры, предпринимаемые правительством

Руководство страны придает серьезное значение опасности нелегальной миграции своих граждан за рубеж и принимает практические меры по ее предотвращению. Предотвращению торговли людьми способствует скоординированная деятельность органов исполнительной власти.

Практическим подтверждением проводимой работы в стране является создание в 2003 году Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и эксплуатации, к компетенции которой отнесены: совершенствования системы законодательства и организационно-правовой работы в сфере корректировки миграционной политики.

Регламентация деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом осуществляется на основе Положения о порядке трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом, утвержденного Постановлением Кабинета Министров № 505 от 12 ноября 2003 года.

Вопросы по обеспечению трудоустройства граждан Узбекистана за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министер-стве труда и социальной защиты населения, основны-ми задачами которого являются:

- участие в разработке и реализации проектов международного сотрудничества в области трудовой миграции;

- осуществление сотрудничества с компетентными органами иностранных государств по вопросам выделения квот и разрешений для трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан;

- оказание содействия гражданам Республики Узбекистан в реализации их права на трудовую деятельность за рубежом путем организации трудоустройства, проведения предварительных адаптационных мероприятий с кандидатами на трудоустройство за рубежом;

- координация трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан;

- координация деятельности региональных хозрасчетных Бюро по трудоустройству граждан за рубежом, а также Центра предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за рубеж;

- развитие сотрудничества с зарубежными фирмами (предприятиями, учреждениями, компаниями), осуществляющими найм иностранной рабочей силы;

- выдача (продление) разрешений гражданам Республики Узбекистан на осуществление трудовой деятельности за рубежом в соответствии с решениями межведомственной комиссии по отбору кандидатур для отправки граждан Республики Узбекистан на работу в зарубежные страны;

- выдача (продление) разрешений юридическим лицам на привлечение иностранной рабочей силы, а также подтверждений на трудовую деятельность иностранным гражданам на территории Республики Узбекистан, с учетом анализа процессов внешней трудовой миграции, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития трудовой миграции населения и в соответствии с предложениями Министерства труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главных управлений по труду и социальной защите населения хокимиятов областей и г.Ташкента.

Необходимо отметить, что проблема торговли людьми проблема комплексная. Факторами, провоцирующими либо способствующими вовлечению женщин в процессы нелегальной миграции, их виктимизации зачастую являются: нерешенность социально-бытовых проблем в семье, насилие в отношении женщин, разводы и др. Соответственно без скоординированной работы государства и органов самоуправления граждан по решению проблем такого рода ситуацию изменить очень сложно. В этой связи актуализируется задача более широкого вовлечения органов самоуправления по профилактике всех форм преступного посягательства на права и свободы женщин.

19 апреля 1999 года Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан утверждено Положение о комиссиях по примирению при органах самоуправления граждан. В соответствии с положением основными задачами Комиссий по примирению при органах самоуправления граждан являются: предпринятие организационно-профилактических мер направленных на сокращение разводов, профилактика преступных посягательств на женщин, разработка комплекса мероприятий, ориентированных на создание условий для укрепления института семьи, усиление контроля за воспитанием подрастающего поколения.

Указом Президента Республики Узбекистан № УП 3434 от 25 мая 2004г. "О дополнительной поддержке Комитета женщин Узбекистана" в штатные структуры Комиссий по примирению при органах самоуправления граждан введена должность консультанта по религиозному просвещению и духовно-нравственному воспитанию.

Не менее сложным направлением в сфере противодействия торговле людьми является деятельность по оказанию помощи жертвам преступлений. Так, в рамках проекта Международной организации по миграции (МОМ) "Противодействие торговли людьми в Узбекистане" в восьми областях республики созданы информационно просветительские центры молодежи "Истикболли авлод", при которых работают "горячие линии". В рамках проекта "Противодействие торговле людьми в Центральной Азии и Узбекистане" оказывается помощь для возвращения граждан на родину. Проводится процесс психологической реабилитации, при необходимости оказываются правовые, медицинские услуги, а также помощь во время судебных процессов.

Деятельность правоохранительных органов в противодействии торговле людьми

Придавая должное значение опасности подобных негативных явлений, правоохранительные органы принимают все меры по своевременному реагированию на криминогенные аспекты миграционного процесса граждан, совершенствованию работы по незаконному вывозу людей и сопутствующих ему правонарушений.

Правоохранительными органами Республики Узбекистан, осуществляющими борьбу с торговлей людьми, являются Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Национальное Центральное бюро Интерпола, Служба национальной безопасности, судебные органы и т.д. Для определения уровня усилий деятельности каждой из них, необходим анализ мер предпринятых ими по борьбе с данным преступлением.

Правоохранительные органы Узбекистана на постоянной основе проводят комплекс мероприятий по своевременному реагированию на факты вовлечения граждан в нелегальную миграцию, совершенствованию работы по предупреждению трафика людей и сопутствующих ему правонарушений. Практическим подтверждением проводимой работы в стране являет-ся создание в 2003 году Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и эксплуатации.

Вместе с тем, правоохранительными органами отмечается и тот факт, что зачастую сами граждане способствуют увеличению противоправных посягательств на их личную неприкосновенность. Так по информации МИД в последнее время начали встречаться случаи, когда граждане Узбекистана все чаще выезжают за границу с паспортами других соседних республик. Оформляя незаконным путем другое гражданство, они в первую очередь ставят себя в безвыходное положение в случае утраты за рубежом паспорта.

Международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми

Действенное противодействие торговле людьми невозможно без расширения международного сотрудничества. Узбекистан присоединился к основным международным документам, ориентированным на противодействие трафику, защите жертв подвергшихся насилию и наказанию лиц виновных в совершении противоправных действий.

Республикой Узбекистан среди конвенционных документов определяющих правовые основы противодействия торговле людьми ратифицированы: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Конвенция № 103, касающаяся защиты материнства, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Заключительный протокол к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и др. В 2003 году Узбекистаном ратифицирована Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности.

В связи с тем, что важным направлением международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми является правовая регламентация миграционной политики, правительством страны предпринят ряд организационных мер.

Меры профилактического характера

Как демонстрирует опыт демократических стран, важными профилактическими мерами в сфере разработки стратегий по предотвращению торговли людьми являются: координация усилий сообщества; мобилизация общественности; интенсификация мер по информированию населения об угрозе виктимизации жертв преступных посягательств; доведение до различных групп населения об опасности трафика и др.

Естественно, противодействие торговле людьми может быть обеспечено не только мерами, предпринимаемыми правительством и правоохранительными органами. Весьма важным и эффективным средством является вовлечение ресурсов и потенциала общественности. В этой связи в партнерстве с институтами гражданского общества предпринимаются меры по повышению информированности населения в вопросах миграции, предотвращения преступных посягательств на личную неприкосновенность граждан.

Хотелось бы подчеркнуть, первым шагом на пути законодательного противоборства торговли людьми является то, что мы должны поменять свое отношение к жертвам трафика, перестать видеть в них преступников и признать за ними статус жертв преступления. Ведь большинство людей, которые становятся жертвами торговли, в глазах других являются асоциальными личностями с антиобщественным поведением. Как следствие, такие преступления очень трудно доказать, и лишь немногие пострадавшие согласны свидетельствовать в суде. И как следствие данного явления, преступники все более вовлекаются в торговлю людьми, которая, как показывает статистика и практика, является самостоятельным видом преступлений. Необходимо повышать осведомленность о положении жертв торговли людьми, поощрять и защищать их права.

Подготовила Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO