Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ОСНОВА ДЕМОКРАТИИ - ОТКРЫТЫЕ И СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ

21 декабря 2014 года в нашей стране состоятся выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов. В соответствии с принятым Центральной избирательной комиссией постановлением об объявлении начала избирательной кампании она стартовала 15 сентября этого года.
Выборы - неотъемлемый атрибут демократического правового государства, основная форма волеизъявления народа, участия граждан в управлении делами государства и общества. За годы независимости в Узбекистане в результате поэтапных, последовательных реформ создана отвечающая самым высоким демократическим требованиям и общепризнанным международным стандартам избирательная система, обеспечивающая закрепленное в Конституции страны право каждого свободно избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

В то же время, постоянное совершенствование избирательной системы является ключевой составляющей осуществляемых в Узбекистане демократических преобразований, и динамичное развитие страны, новые условия, в которых живет наше общество, закономерно повлекли за собой необходимость дальнейшей демократизации выборных процессов.

Так, одним из важнейших результатов коренных реформ во всех сферах жизни стало изменение мировоззрения и мышления людей, особенно молодежи, повышение их политической и гражданской активности, чувства сопричастности к судьбе Родины.

Соответственно, заметно возросли требовательность и взыскательность граждан в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ, уровня законотворческой работы и правоприменительной практики, программных установок и практической деятельности политических партий, депутатов.

Все это создает прочную основу для организованного проведения предстоящих выборов и вместе с тем накладывает большую ответственность на тех, кто задействован в организации избирательного процесса.

В нашей стране сформирована эффективная правовая база проведения выборов. При этом, законодательство о выборах формировалось поэтапно, с учетом национального опыта и общепризнанных международных норм. Все принятые в Узбекистане законодательные акты в этой сфере направлены на неукоснительное соблюдение избирательных прав граждан на основе демократических принципов справедливости, гласности, открытости и транспарентности, создание избирателям необходимых условий для свободного участия в выборах, а политическим партиям, выдвигаемым ими кандидатам в депутаты - широких и равных возможностей в ходе избирательной кампании.

Важнейшей особенностью национальной избирательной системы является система независимых избирательных комиссий, которые обеспечивают организацию и проведение выборов в соответствии с требованиями закона и подчиняются только закону. Запрещаются попытки вмешательства в их деятельность властных структур, общественных объединений.

Центральной избирательной комиссии законодательством предоставлены исключительные полномочия по подготовке и проведению выборов. Этот статус позволяет обеспечивать законность в ходе выборного процесса, что является важнейшим условием свободного волеизъявления избирателей.

Огромное внимание в нашей стране уделяется обеспечению открытости, гласности и прозрачности выборов. С учетом международного опыта и национальной практики в законах о выборах закреплено участие наблюдателей от политических партий, представителей СМИ, а также наблюдателей от других государств, международных организаций и движений на всех стадиях избирательного процесса.

Кроме того, в нашей стране значительную роль играют институты гражданского общества. Это подтверждает тот факт, что 15 депутатских мест в Законодательной палате парламента предоставлено Экологическому движению Узбекистана. Такая норма была введена исходя из огромной важности вопросов охраны окружающей среды, борьбы за улучшение экологической обстановки, здоровья людей, в решении которых заинтересованы все слои общества.

Принципиально важно, что предстоящие выборы в парламент страны и представительные органы государственной власти на местах будут проходить в качественно новых общественно-политических и социально-экономических условиях. В соответствии с новыми требованиями, обусловленными быстрыми темпами процесса модернизации и обновления всех сфер жизни, Президент Ислам Каримов в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране поставил новые важнейшие задачи на последующий период, в том числе в области совершенствования избирательного законодательства. Ключевое значение имели определенные в этом программном документе меры по дальнейшей демократизации государственной власти и управления, усилению роли законодательной власти в системе государственного и политического устройства, расширению ее контрольных функций, укреплению многопартийной системы.

С этой целью в ходе реализации законодательных инициатив главы нашего государства в Основной Закон был внесен ряд поправок, направленных на дальнейшее совершенствование системы сдержек и противовесов между ветвями власти, формирование и развитие целостной системы обеспечения парламентского и общественного контроля за исполнительной властью. Кроме того, усилена роль депутатских объединений и парламентских фракций политических партий на всех стадиях рассмотрения и принятия законов. Повысилась роль и ответственность политических партий, представительных органов власти за успешное осуществление реформ на местах, социально-экономическое развитие регионов.

Логическим продолжением процесса либерализации избирательного законодательства стало внесение поправок в статью 117 Конституции Республики Узбекистан. Впервые в мировой практике за Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан закреплен статус конституционного органа, занимающего особое место в системе государственной власти, который обеспечивает подготовку и проведение выборов без всякого вмешательства других органов власти. Это стало еще одной важнейшей гарантией всестороннего обеспечения демократичности, открытости и гласности выборов.

В рамках реализации концепции в избирательное законодательство внесен ряд изменений и дополнений, направленных на более полное осуществление принципа свободы выбора, повышение эффективности обеспечения равных условий кандидатам в депутаты, политическим партиям в ходе проведения предвыборной агитации, совершенствование правовых механизмов обеспечения прозрачности в ходе выборов.

Так, определено понятие предвыборной агитации, виды, формы и методы ее проведения. Установлено, что предвыборная агитация не допускается в день выборов и за день до начала голосования. Кроме того, в законы о выборах в представительные органы власти включена норма о том, что в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая интернет. Это усиливает гарантии обеспечения свободного волеизъявления избирателей.

Наблюдателям предоставлено право присутствовать на конференции Экологического движения Узбекистана по выборам депутатов Законодательной палаты, что будет способствовать дальнейшему укреплению принципов открытости и прозрачности избирательного процесса в нашей стране.

С учетом этих требований Центральной избирательной комиссией была разработана и утверждена Программа мероприятий по подготовке и проведению выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов в 2014 году.

В программе, разработанной в полном соответствии с требованиями законодательства и международными избирательными стандартами, определены важнейшие требования и целевые задачи по подготовке и проведению выборов, на основе четкого временного графика расписаны все предстоящие мероприятия и ответственные структуры. Это позволит организовать подготовку и проведение выборов на высоком демократическом уровне, обеспечить условия для полной реализации избирательных прав граждан, активное участие политических партий в формировании органов государственной власти.

Так, реализуются меры по обеспечению условий для организации эффективной информационно-аналитической работы по широкому разъяснению избирателям положений выборного законодательства, ознакомлению граждан с предвыборными программами кандидатов в депутаты, их деловыми и моральными качествами, повышению информированности избирателей о ходе подготовки и проведения выборов как важнейшего общественно-политического события в жизни страны. К первоочередным задачам относится также создание условий для активного участия в избирательной кампании молодежи и женщин, повышения их социальной активности, политической и правовой культуры. Особое внимание уделяется тем, кто впервые участвует в выборах. Совместно с негосударственными некоммерческими организациями (ННО) проводится работа и среди женщин - по разъяснению им новых норм законодательства о выборах и их избирательных прав.

Политическим партиям, кандидатам в депутаты в период предвыборной агитации будут созданы широкие и равные возможности в использовании средств массовой информации для доведения до избирателей, общественности положений предвыборных программ, содержащихся в них позиций по актуальным вопросам общественно-политического, социально-экономического развития страны.

В настоящее время все действующие в стране политические партии - Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана, Демократическая партия "Миллий тикланиш", Народно-демократическая партия Узбекистана и Социал-демократическая партия "Адолат" - выразили желание принять участие в парламентских выборах.

Политическая партия должна собрать не менее сорока тысяч подписей избирателей, поддерживающих ее участие в выборах. При этом установлено, что количество подписей, собранных в одном административно-территориальном образовании страны, будь то Республика Каракалпакстан, области или город Ташкент, не должно превышать 8 процентов от требуемого количества.

В соответствии со статьей 21 Закона "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" для получения допуска к участию в парламентских выборах и выдвижения кандидатов в депутаты политическая партия должна была до 12 октября представить в Центральную избирательную комиссию заявление об участии в выборах, подписанное руководителем партии, справку Министерства юстиции о том, что политическая партия зарегистрирована в установленные законом сроки, а также подписные листы.

Большое значение придается содействию политическим партиям и кандидатам в депутаты в использовании в избирательном процессе цивилизованных форм политической конкуренции, с учетом принципов и требований выборного законодательства. При этом, важнейшим требованием является обеспечение неуклонного и безусловного соблюдения требований действующего законодательства всеми участниками избирательной кампании.

В этом плане в программе отмечена необходимость последовательного и безусловного осуществления положения законодательства о том, что только Центральная избирательная комиссия является главным организатором проведения избирательной кампании. Никто, прежде всего, органы государственной власти в центре и на местах, не должны вмешиваться в избирательный процесс. Исключается предоставление каких-либо льгот и преференций для любого из участников избирательной кампании. Любые попытки вмешаться в процесс, обойти, нарушить требования законодательства, выявленные факты покровительства будут пресекаться и караться в соответствии с законом.

Нормы и требования выборного законодательства, порядок подготовки и проведения выборов, определенные законом и программой ЦИК, обязательны и одинаковы для всех.

В настоящее время ведется активная работа по выполнению всех этих важнейших задач. Используются возможности средств массовой информации, потенциал избирательных комиссий, ученых и специалистов в области избирательного права.

Работа по подготовке и проведению выборов в парламент страны и представительные органы государственной власти на местах продолжается. Она ведется последовательно, в строгом соответствии с законодательством о выборах, утвержденными Центральной избирательной комиссией Программой и Календарным планом мероприятий. Неукоснительное и безусловное соблюдение требований закона, несомненно, на практике обеспечит открытое и гласное проведение предстоящих выборов на основе демократических принципов.

Подготовила Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO