Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

РАЗВИТИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В годы независимости, в рамках реализации стратегического курса на формирование в Узбекистане демократического правового государства и справедливого гражданского общества, проведены и проводятся широкомасштабные, системные и последовательные преобразования в общественно-политической и социально-экономической жизни общества.
Идейная парадигма этих перемен достаточно емко была сформулирована Президентом Республики Узбекистан, который отмечал, что "дальнейшая демократизация нашего общества и формирование гражданских институтов непосредственно связаны с ростом политической активности населения, его активным участием в политической, общественной и государственной жизни страны.
Этому должны были способствовать, в первую очередь, выход из состояния аморфности политических партий и движений, формирование по опыту развитых демократических стран подлинной многопартийной системы и демократического парламентаризма".
Именно такое понимание роли и значения формирования многопартийности в осуществлении широкомасштабных реформ, проводимых в Узбекистане, дало соответствующий толчок для создания необходимой правовой и организационной базы для развития политических партий в стране.

За годы независимости в нашей стране была создана весомая законодательная база, обеспечивающая условия для широкой общественно-политической деятельности политических партий. Были приняты законы "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "О финансировании политических партий". Сформировано избирательное право и, в частности, приняты законы "О выборах Президента Республики Узбекистан", "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов", "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" (новая редакция). Перечисленные законодательные акты создали благоприятные условия для развития многопартийности в стране.

Важным этапом развития законодательной базы многопартийной системы в стране стали Конституционный Закон "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и Закон "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан", принятые в начале 2000-х годов. Этими законами было закреплено положение о том, что Законодательная палата формируется на многопартийной основе. Впервые в законодательные акты о парламенте страны был включен комплекс норм, регулирующих порядок создания и деятельность парламентских фракций политических партий. Очень важным, с точки зрения укрепления финансовой и материально-технической базы политических партий, стало принятие закона "О финансировании политических партий".

Все это послужило мощным стимулом, толчком к активизации процессов внутрипартийного развития, возрастанию роли партий в политической системе, активизации их участия в избирательном процессе и парламентской деятельности и т.д.

В итоге, уже в предвыборном 2004 году можно было увидеть, на какой уровень вышли межпартийная борьба в Узбекистане, когда политические партии, как обладающие весомым опытом, так и новички в политическом пространстве достаточно серьезно соперничали за голоса избирателей. И такая конкуренция наблюдалась не только в выборах депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса, но и в местные кенгаши народных депутатов.

Это послужило предпосылкой того, что межпартийная борьба в дальнейшем перешла в парламент, который уже стал профессиональным парламентом и давал политическим партиям, прошедшим в парламент, абсолютно иные по своим масштабам возможности для реализации своих программных задач.

Действительно, деятельность политической партии и ее значимость невозможно сегодня рассматривать в отрыве от развития плюрализма.

Одним из наиболее действенных путей реализации программных задач является принятие активного участия партии в процесс законотворчества, предусматривающего подготовку проектов законодательных актов, а также внесение изменений и дополнений в действующее законодательство с учетом необходимости защиты и продвижения интересов электората политических партий и их предвыборных программ.

В этом смысле образование двухпалатного парламента в Республике Узбекистан обозначил собой некий рубеж, определяющий переход политических реформ от структурных преобразований, необходимых для создания новой системы государственной власти и демократических институтов к их саморазвитию.

Итоги выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан позволили всем партиям сформировать свои фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса.

Образование парламентских фракций положило начало формированию в парламенте современного механизма здоровой конкуренции, конструктивного соперничества не только в законотворчестве, но и в принятии важнейших решений, направленных на дальнейшую либерализацию проводимых общественно-политических и социально-экономических реформ.

В феврале 2005 года в Законодательной палате Олий Мажлиса по инициативе УзЛиДеП был сформирован "Демократический блок", объединивший парламентские фракции трех партий - УзЛиДеП, НДП "Фидокорлар" и СДП "Адолат". Тем самым, данный блок составил парламентское большинство в Законодательной палате Олий Мажлиса страны. Своей целью блок объявил объединение усилий с тем, чтобы, обладая большинством голосов, обеспечить подготовку и принятие законов, необходимых для решения задач по защите прав и свобод человека, обновлению государственной и общественной жизни, углублению социальных и экономических реформ, а также реализации важнейших программ модернизации страны, формирования основ гражданского общества, создания свободной экономики. Деятельность блока была направлена на разработку и реализацию программ законотворческой работы, отвечающих национальным интересам и предусматривающих решение задач в политической, экономической, социальной, духовно-просветительской и внешнеполитической сферах.

Реакцией на объединение парламентских фракций трех партий в блок было объявление фракцией НДПУ в парламенте, фактически являющейся вторым по численности, о своей оппозиционности к данному блоку.

Подобное оформление в Законодательной палате парламентского большинства и парламентской оппозиции стало организационной основой здоровой межфракционной борьбы, внедрения эффективного механизма сдержек и противовесов, обеспечивающего баланс интересов представленных в парламенте социальных слоев и групп населения. Развитие состязательности в Законодательной палате Олий Мажлиса обеспечило более гармоничный учет в законотворческой деятельности различных общественных интересов, а, следовательно, и повышение качества принимаемых законов и их исполнения.

Важным этапом в укреплении правовой базы демократических реформ явилось принятие и вступление с 1 января 2008т года в силу Конституционного Закона "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны" и Закона "О внесении поправок в отдельные статьи (статьи 89, 93, 102) Конституции Республики Узбекистан", придавшие серьезный импульс дальнейшему развитию парламентаризма в стране, повышению роли и ответственности политических партий в реализации общественно-политических реформ, экономического и гуманитарного строительства.

Эти изменения превратили фракции политических партий в парламенте в решающее звено в реализации программных задач политических партий. Отныне от работы парламентских фракций политических партий - этого связующего звена между политической партией и представительными органами власти, между народом и законом в немалой степени будет зависеть степень участия институтов гражданского общества в проводимых реформах по демократическому обновлению и модернизации страны.

Конституционный закон усилил роль депутатских объединений от политических партий в представительных органах власти в центре и на местах. Нормы данного закона предоставили политическим партиям значительные полномочия в формировании руководства и структурных подразделений парламента, а также правительства и местных органов власти на местах, создали правовые основы осуществления эффективного общественного контроля со стороны политических партий над всей системой исполнительной власти - от правительства до органов местной власти, что способствовало усилению их роли и практического значения в общественной жизни.

Достаточно серьезные дополнительные гарантии своей деятельности данным законом получила фракция политической партии, объявившая себя оппозиционной. Так, статьей 2 Конституционного закона предусматривается, что "фракции политических партий, объявившие себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренным законом для фракций полномочиями имеют право: на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты; на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты своего особого мнения по обсуждаемым вопросам" и ряд других прав. В то же время статьей устанавливается, что гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.

Эти изменения превратили фракции политических партий в парламенте в решающее звено в реализации программных задач политических партий. Отныне от работы парламентских фракций политических партий - этого связующего звена между политической партией и представительными органами власти, между народом и законом - в немалой степени стало зависеть участие институтов гражданского общества в проводимых реформах по демократическому обновлению и модернизации страны.

Новая политическая ситуация, возникшая после принятия Конституционного закона, созданные им возможности заставили пересмотреть политическими партиями свою деятельность.

В определенной сфере этим объясняется и то, что две политические партии, имеющие свои фракции в парламенте - НДП "Фидокорлар" и ДП "Миллий тикланиш", решили объединить свои силы и возможности в условиях усиления межпартийной борьбы после принятия Конституционного закона. При этом, представителями партий было отмечено, что при объединении партии исходят из общности целевых программных задач партий, подчеркивалось, что объединение этих двух близких по своим идейным программным установкам партий создает новые политические и организационные возможности для эффективного решения указанных задач, позволит новой партии заявить о себе как об одной из ведущих политических сил, располагающей значительным потенциалом и поддержкой своего электората.

Следующим важным шагом в сторону укрепления роли политических партий в общественно-политической жизни страны, еще более расширивших их роль и значение в обществе, стало принятие Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах". Принятие данного закона стало очередным этапом на пути дальнейшей либерализации национального избирательного законодательства, его гармонизации с общемировыми демократическими тенденциями, при этом, полностью отвечающей духу происходящих в стране демократических преобразований. Принятый Закон значительно расширил роль и возможности участия в них институтов гражданского общества. Так, в соответствии с данным законом, количество депутатских мест в парламенте увеличено до 150. Из них 135 предоставляются депутатам от политических партий, избираемым на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по территориальным одномандатным округам на многопартийной основе. А 15 мест, в соответствии с административно-территориальным делением страны, - депутатам, избранным от Экологического движения Узбекистана.

Еще одно новшество - теперь кандидаты выдвигаются только от политических партий. И это возлагает на партии еще большую ответственность перед электоратом. Кроме того, расширяются их полномочия в самом избирательном процессе. Введен институт уполномоченного представителя партии, который наделяется правом участвовать при проверке Центризбиркомом правильности составления подписных листов и в подсчете голосов на избирательных участках, что стало дополнительным фактором в обеспечении прозрачности выборного процесса. На порядок выше - с 5 до 10 - увеличено возможное количество доверенных лиц кандидатов в депутаты, политическим партиям дано право самостоятельно организовывать и проводить встречи с избирателями.

Эти изменения в выборном законодательстве дают основания говорить, что выборы в Законодательную палату, а также в местные кенгаши народных депутатов пройдут в атмосфере достаточно жесткой конкуренции между политическими партиями. Уже сейчас наблюдается достаточно серьезная предвыборная активизация в деятельности политических партий, что находит отражение как в стремлении с их стороны использовать все новые и новые формы политических технологий в работе среди населения, так и содержания партийных СМИ.

В такой ситуации, конечно же, очень многое зависит от позиции Центральной избирательной комиссии. В опубликованной ею Концепции по подготовке и проведению выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов такие положения, как исключение предоставления каких-либо льгот и преференций для любого из участников избирательной кампании, что только Центризбирком является главным организующим началом ее проведения, и никому не будет позволено вмешиваться в избирательный процесс. Концепция устанавливает, что нормы, требования выборного законодательства, порядок подготовки и проведения выборов, определенные законом и концепцией, обязательны и одинаковы для всех.

Все вышеизложенное свидетельствует, что процессы совершенствования политической организации общества в Узбекистане приобрели характер динамичного процесса, находящегося в постоянном развитии.

Узбекистан, постепенно выходит на качественно новый уровень политического развития, где партии становятся более совершенным инструментом демократических процессов, средством активизации участия народа в управлении делами общества и государства.

Все это усиливает ответственность политических партий перед обществом, за успешное осуществление проводимых реформ. При этом, партии должны сами искать пути развития политической системы, выходить с реформаторскими инициативами, работать над совершенствованием своей организации, развивать в себе самодостаточность. Только так можно обрести зрелость, постоянный электорат и иметь сильную фракцию в парламенте, успешно выполнять взятые на себя обязательства перед своими избирателями.

Надо отметить, что изменения в общественно-политической жизни общества, усиление роли политических партий в жизни страны находит отклик в общественном мнении. С каждым годом в общественном сознании меняется представление об участии граждан в политической жизни. Наметилась устойчивая тенденция отхода граждан от формального, пассивного наблюдения за происходящими в обществе процессами к активному участию и вдумчивому подходу в качестве политических авторов. Это подтверждается ростом политической активности граждан, их участия в деятельности политических партий, стремления решать насущные общественно-политические и социально-экономические вопросы с использованием потенциала политических партий.

Таким образом, политические партии Узбекистана превратились в важнейший инструмент повышения политической и общественной активности граждан, выражения воли и мнения населения при осуществлении выборных процессов, непосредственного участия в формировании органов государственной власти в центре и на местах, что придает мощный импульс дальнейшей демократизации и модернизации страны.

Сегодня есть шанс самим выстраивать демократическую систему так, чтобы она в равной степени отвечала и интересам нации, и общепризнанным принципам международного права. Реализация данных задач в руках партий: для этого созданы все необходимые условия.

Подготовила Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO