Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

"УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ" НАШЕГО ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

О городском общественном транспорте мы писали уже не раз, не раз на страницах нашей газеты описывались отдельные ситуации, ярко демонстрирующие современное функционирование транспортных средств в условиях нашего города. Однако работа и функционирование городского общественного транспорта регулярно подвергается жесткой критике со стороны чирчикцев. Причем критикуют все, за все и по каждому вескому поводу. Дверь автобуса закрылась прямо перед носом пассажира, возмущает, как ответил кондуктор, водитель чересчур резко затормозил - все это вмиг становится достоянием общественности, получает широкое обсуждение, и, как правило, ничем приятным не заканчивается. А жалобы продолжают сыпаться, и что ни день - на обсуждение выносится новая тема, связанная с работой городского общественного транспорта.

В транспортном аспекте свойство города быть удобным для жизни последние три четверти века определяется мерой соблюдения писаных и неписаных правил использования транспортных средств. И город наряду с тотальной автомобильной зависимостью становится нефункциональным, неэффективным и категорически "неудобным для жизни".

Изо дня в день ширятся ряды водителей, изо дня в день городские дороги испытывают колоссальные нагрузки от их постоянной эксплуатации и все увеличивающегося количества транспорта. В связи с этим, растет и конкуренция. Это особенно видно на примере городского общественного транспорта.

Ежедневно водители автобусов и маршрутных такси ведут между собой борьбу за пассажиров, за каждого потенциального потребителя транспортных услуг. Особенно это ощущается на центральных маршрутах. Водители автобусов и маршрутных такси, оказывающих транспортные услуги населению по центральной дороге нашего города, соперничая друг с другом, устраивают в прямом смысле "гонки на дорогах", подрезая или обгоняя друг друга, выясняют отношения прямо за рулем и т.д. Раздражает ли это пассажиров? Остается домысливать. Особо хотелось бы отметить и то, что практически все водители, независимо от вида транспорта, останавливаются на светофорах там, где заблагорассудится - и перед светофором, и за светофором или прямо на пешеходном переходе. Но чаще бывает и такое - водитель, не снижая скорости, проносится на своем авто, игнорируя при этом и красный свет, и переходящих в это время дорогу пешеходов. Такие "лихачи", видимо, и получали водительские права "не по правилам".

Излишне говорить о том, что "страдает" у нынешних водителей и культура общения. Она у них "особая". Грубые, невоспитанные шоферы автобусов и маршруток даже в простейшей ситуации проявляют неуважение к пассажирам. Любят наши водители и разговаривать по мобильному телефону, сидя за рулем и напрочь забыв о том, где он находится и что данное действие наказуемо. Любят они работать и под громкую, зажигательную или завывающую музыку встроенного в кабине проигрывателя, так что даже не слышны просьбы пассажиров остановить на нужной остановке. При этом, в салоне общественного транспорта, в основном, едут и пожилые, и совсем маленькие дети, да и просто те, которым подобная "музыкальность" с различными обертонами и призвуками "не по вкусу". Не приходится и говорить, что это не только отвлекает самого водителя от его прямых обязанностей, но и оправданно возмущает наших граждан.

Такие неискоренимые недостатки в сфере оказания транспортных услуг свидетельствуют о том, что городской общественный транспорт перестает быть в прямом смысле слова городским, менее привлекательным для горожан и гостей города.

Важно то, что перевозчики общественного транспорта при оказании услуг обязаны соблюдать установленные правила перевозки пассажиров, обеспечивать безопасность жизни и здоровья пассажиров, безопасность движения, соблюдение правил технической эксплуатации и пользования городским пассажирским транспортом. Но почему-то именно это многие водители не помнят или не знают вообще.

По многим причинам общественный транспорт - сегодня менее привлекательный, менее популярный и неудобный для городских жителей способ передвижения. Причем, как правило, из-за все той же пресловутой культуры водителей, неправильного поведения и неправильного вождения страдают опять же жители.

Много недостатков в поведении и у наших многоуважаемых граждан. Пожалуй, каждый, кому приходится часто проезжать в общественном транспорте, хоть раз оказывался в ситуации, когда кто-либо из обидевшихся пассажиров, которому не уступили место, начинал критиковать сидящих (особенно если это молодые люди), упрекать их в неуважении к старшему поколению и прочее. Стоит заметить, что подобное поведение, как указано в этикете, также считается грубостью. В таких случаях желательно вежливо обратиться к сидящим с просьбой уступить место старшим. Другая ситуация. Бывает, что по пути на работу в общественном транспорте кто-то встретил своего знакомого и, игнорируя остальных пассажиров, пожелал обсудить последние новости своей насыщенной событиями жизни. Как объяснить таким "общительным" людям, что нет нужды делать это слишком громко, так, чтобы их "секреты" стали достоянием окружающих? А ведь нас с детства учат, что разговаривать в транспорте следует негромко и при этом лучше всего отказаться от обсуждения вопросов, связанных с личной жизнью. Но что, если таким образом ведут себя и водители? Давно не удивляет пассажиров то, как ведут себя водители за рулем, которые с воодушевлением и красочно рассказывают подробности встретившимся по дороге друзьям и знакомым да или просто разговаривают с незнакомцами, лишь бы время в дороге прошло незаметнее.

Так, например, не так давно один из водителей городских автобусов продемонстрировал яркий пример водительской халатности и непрофессионализма. Резко притормозив на светофоре (а ехал он на превышенной скорости), водитель, как это часто делают и многие его коллеги, нанес ущерб здоровью человека - может быть, неосознанно, неумышленно, но все-таки нанес. Дело в том, что в этом автобусе ехала старенькая бабушка. Именно в момент неожиданного торможения автобуса пожилая женщина потеряла равновесие и сильно ушибла ногу, а, как выяснилось позже, у бабушки не ушиб, а ни больше, ни меньше перелом и трещина в области голени. После рентгеновского исследования пенсионерке наложили гипс и рекомендовали лечение инъекционными препаратами. Но ведь водителю злосчастного автобуса до этого нет дела - он и не знает, что причинил вред здоровью пожилому человеку. Да и вообще для любого водителя городского общественного транспорта самое главное - план, расписание и т.д. Встретился бы этот водитель лицом к лицу с родными этой бабушки, которых у нее, скорее всего, очень много, - мало бы не показалось. Да и от ответственности уклоняются не только водители-грубияны и водители-эгоисты, но и злостные нарушители правил дорожного движения.

Видимо, нынешнее время - не только эпоха совершенствования информационных технологий, но и жажды легкой наживы, бескультурщины, бестактности и безнравственности.

Несмотря на то, что теоретически задачей транспортной системы является перемещение людей, а не транспортных средств, все же на практике наблюдается обратное. Так, например, навстречу пешеходам, шагающим по тротуару, едут автомобили разных габаритов и на разной скорости. И для водителей данных транспортных средств - это вполне привычно, это норма, мол, там на повороте яма, камни и прочее, а здесь - дорожка ровная и заехать вон в тот двор или переулок намного легче и удобнее. А на вопрос: "Зачем же ехать по тротуару?", они, умники, отвечают: "Я же никого не сбил, ни на кого не наехал!". И на этом спасибо.

Преимущества использования частных автомобилей обратились в свою противоположность: горожане стоят в систематических заторах, на переполненных остановках, дышат загрязненным воздухом, мучаются от невозможности пройти там, где надо и т.д. Отмеченные обстоятельства оказывают сегодня самое серьезное влияние не только на качество пассажирских перевозок как таковых, но и на экономическое развитие и эстетическую картину города и состояние городской среды в целом.

Транспорт - одна из многих функций в сложном организме города. Тем не менее, несмотря на всю свою важность, транспорт не должен доминировать над всеми прочими сторонами городской жизни. Опыт показывает, что транспортная система может не только стимулировать развитие города, но и разрушать его базовые качества, такие, как стабильность и удобство для жизни. Меры, стимулирующие использование общественного транспорта, - это не только улучшение качества его услуг, но и создание условий для максимального удобства и привлекательности пешеходных передвижений, активизация которых - непременный спутник уменьшения доли автомобильных поездок в структуре городских сообщений.

При этом необходимо подчеркнуть наличие такой концептуальной проблемы как взаимосвязь интересов населения, перевозчиков и органов власти. Вероятнее всего, что отправной точкой здесь должны быть интересы городского сообщества - населения, поскольку, прежде всего, необходимо помнить, что посредством городского общественного транспорта оказываются услуги, то есть "действия, направленные непосредственно на потребителя" и совершаемые для удовлетворения его потребностей.

Помимо этого, органы власти должны создавать условия для функционирования городского общественного транспорта, прежде всего, "правил игры" - то есть соответствующей среды (в том числе законодательной), которая должна исходить из принципов конкуренции перевозчиков и взаимодействия их с органами власти в интересах населения.

Так кто же должен бороться за порядок в транспортной системе, за сохранение взаимоуважения между водителями и пассажирами? Как научить водителей городского общественного транспорта работать во благо населения города, а горожан - ценить труд шоферов-перевозчиков? Как довести до сознания всех автомобилистов то, что помимо водительских прав и дорожного всемогущества существуют права и у простых пешеходов?

Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO