Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ - ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

В ходе состоявшейся в Ташкенте в Международном бизнес-центре международной конференции "Механизмы повышения эффективности обеспечения исполнения законов: национальный и зарубежный опыт", эксперты отмечали проводимые поэтапные и широкомасштабные работы в сфере повышения эффективности распространения правовой информации, совершенствования методов доведения законодательных актов до исполнителей и населения, и обеспечения безусловного исполнения законов.

Зарубежные гости дали высокую оценку созданию и совершенствованию в стране необходимой институциональной и правовой базы в данной сфере. Особым катализатором явилась Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, в рамках которой принят ряд законов. Последние в свою очередь служат кардинальному изменению и обновлению государственного и конституционного устройства, реализации политических, экономических и социальных реформ, обеспечению осуществления сильной социальной политики.

В ходе выступления на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 23 января 2015 года Президент Республики Узбекистан И. Каримов отметил: "Представляется, что актуальной задачей сегодня должно стать закрепление в законах, регулирующих законодательную деятельность палат Олий Мажлиса, таких нормативно-правовых механизмов, которые бы предусматривали обязательное изучение процессов доведения законов до исполнителей, а также эффективности правоприменения и на этой основе - обеспечение оперативного внесения корректив в программы законотворческих, контрольно-аналитических работ палат парламента". Исходя из этой задачи и с целью совершенствования форм и методов доведения законов до исполнителей и населения, в ходе конференции всесторонне обсуждались их действующие формы и методы.

Отмечалось, что сегодня законы доводятся до исполнителей и населения посредством опубликования, рассылки текстов законов, их размещения в электронных базах и посредством правовой пропаганды. При этом основной целью доведения законов до исполнителей и населения является обеспечение гарантий прав граждан на получение правовой информации, разъяснения их суть и содержания.

Эксперты подчеркивали, что в Узбекистане на системной основе организуются мероприятия по разъяснению в средствах массовой информации, в том числе периодических печатных изданиях, сути и значения вновь принятых законов и иных нормативно-правовых актов, изменений и дополнений к действующим. Налажена практика принятия планов мероприятий по реализации принимаемых законов, в которых уделяется внимание вопросам разъяснения сути и значения вновь принимаемых нормативно-правовых актов среди населения, в первую очередь, непосредственно в органах самоуправления граждан (махаллях).

Подчёркивалось, что существующий порядок распространения законов и иных нормативно-правовых актов, их доведение до исполнителей и населения, учет и систематизация законодательства регламентирован более 10 нормативно-правовыми актами, в которых предусмотрены те или иные механизмы, полномочия органов государственной власти, непосредственно ответственных за организацию. К примеру, Конституцией Узбекистана установлено право граждан на поиск, получение и распространение любой информации. Подобные гарантии закреплены также в законах "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О принципах и гарантиях свободы информации", "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления".

В рамках международной конференции были обсуждены вопросы дальнейшего совершенствования механизмов исполнения законов органами государственной власти и управления. В частности обсуждались роль и значение в этом направлении парламентского контроля, судебного контроля и ведомственного контроля.

Президент Узбекистана в ходе своих выступлений отмечает, что важнейшей задачей Олий Мажлиса, Правительства, других субъектов права законодательной инициативы является доведение уровня разработки законов до такой степени детализации, чтобы они реально регулировали широкую сферу конкретных отношений, чтобы каждый субъект этих отношений знал, какое место он в них занимает, и руководствовался в своей деятельности требованиями законов.

В этой связи участниками отмечалось, что существенное значение здесь наряду с другими мерами может иметь эффективно организованный парламентский контроль за правореализационными процессами. Это позволяет Парламенту, с одной стороны, иметь устойчивую обратную связь с правоприменительной практикой, оперативно реагировать на все изменения в реальной жизни и с учетом этого своевременно вносить коррективы в принятый закон, стимулировать меры, предусмотренные постановлением о введении закона в действие, а с другой - поставить надежный заслон всему неправовому, особенно связанному с изданием актов, входящих в противоречие с духом и буквой законов. Участники обсудили разные формы парламентского контроля.

В ходе мероприятия отмечалась важная роль судебной власти, которая имеет неоспоримое значение во влиянии на действие закона. Судебная власть - неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. В этой связи участники особо отметили о существенном полномочии судов поставить заслон неправовому нормативному акту если его применение связано с ущемлением прав и свобод человека и гражданина.

Более того, участниками были озвучены мнения о важности ведомственного контроля, то есть контроля вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям. Здесь отмечалась роль исполнительной власти, а именно Кабинета Министров, который координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления, обеспечивает контроль за их деятельностью и обеспечивает исполнение законов. Вместе с тем, эксперты подчеркивали, что министерства и иные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно специализированный контроль, например, Государственные таможенный и налоговый комитеты. Большинство же министерств и иных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют министерства финансов и экономики, а также Центральный банк.

Как отмечает Президент страны, укреплению законности, правопорядка в стране способствовали бы принятие и реализация специального законодательного акта, четко регламентирующего порядок доведения принятых нормативно-правовых актов до исполнителей, и, что особенно важно, широкое информирование населения о целях и содержании принимаемых законов. В этой связи участники конференции уделили пристальное внимание формированию конкретных предложений к разрабатываемому в Законодательной палате законопроекту "О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней".

Экспертами была обсуждена роль органов юстиции, прокуратуры, институтов гражданского общество и СМИ в сфере распространения правовой информации и доведения законодательных актов до исполнителей и населения, а также обеспечения безусловного исполнения законов.

По итогам международной конференции участники подготовили рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы и организационно-правовых механизмов, направленных на повышение эффективности исполнения законов.

Э.ТУЛЯКОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO