Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

"КОРОЛИ" ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА, ИЛИ ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ ПАССАЖИРОВ ЦЕНОЮ В ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ

Каждый день мы пользуемся предоставляемыми кем-нибудь услугами, каждый день мы в прямом смысле зависим друг от друга, зависим от того, как кто-то сделает для нас что-то. Но всегда за это "что-то" мы, соответственно, платим - либо отвечаем тем же, то есть услуга за услугу, либо производим расчет в денежном эквиваленте, другими словами, оплачиваем эти услуги. К примеру, утро обычного дня обычного человека начинается с коммунальных услуг - включается свет, открывается кран водопровода и т.д. А еще для многих из нас ежедневно утро буднего дня начинается с поездки в транспорте. И стар, и млад - люди разных возрастов пользуются услугами городского транспорта.
Сегодня каждый из нас уверен, что все в нашей жизни делается для народа, для населения, в частности, многое сделано и делается для жителей города. И это все, как мы утверждаем, делается, в первую очередь, для более комфортной жизни, для нашего с вами благополучия, для всеобщего блага.
Но не все правильно понимают, что скрывается под такими понятиями, как "комфорт" и "безопасность". В толковых словарях именно под этими словами подразумеваются "бытовые удобства" и "положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь".
Бытовые удобства - что это такое? Мечты или желания? Возможности или реальность? В нашей жизни, насыщенной новейшими технологиями и беспрерывно стремящейся к прогрессу, словосочетание "проехаться с комфортом" вроде бы давно стало реальностью. Но, видимо, не в нашем городе. Особенно это вполне ощутимо в городском транспорте. Воспользовавшись хотя бы раз нашим пресловутым городским транспортом, в частности, автобусами или маршрутным такси, начинаешь понимать, что о прогрессе не может быть и речи, и тут, и там - сплошной регресс. И дело даже не в так называемых "часах-пик".

Сначала разберемся, что вообще означает слово "услуга". Услуга - вид деятельности, как специфическая форма отношения человека к окружающему миру, в процессе которой создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт. Это благо, предоставляемое не в виде вещей, а в форме деятельности, в результате которой удовлетворяются как материальные, так и духовные потребности людей. Отсюда следует, что услуги, по сути, должны предоставляться с учетом нужд и потребностей человека.

В сфере транспортного обслуживания оказываются услуги перевозки пассажиров, а пассажиры здесь являются потребителями. Как потребители, мы, пассажиры, вступаем в отношения с другими людьми, с исполнителями оказываемой услуги перевозки, то бишь с водителями, а любые отношения предполагают взаимные права и обязанности. При этом, хотелось бы еще раз упомянуть, что потребителем является не только человек, который уже приобрел товар и использует его или воспользовался той или иной услугой, но и тот, кто только собирается это сделать.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", безопасность товара (работы или услуги) - это отсутствие риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу потребителя и окружающей среде при обычных условиях потребления, использования, транспортировки и т.п., а также использования результатов работы или услуги. Кроме того, согласно статье 12 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" требования по безопасности товара (работы или услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды определяются законодательством. И только законодательством!

Прежде, чем приступить к оказанию транспортных услуг, каждый водитель или хозяин транспортного средства должен иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности, охраны труда, экологии, а также на соответствие стандартам и техническим условиям, медико-санитарным и противопожарным нормам. Кроме этого, транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Транспортные средства, не прошедшие сертификацию и не зарегистрированные в установленном порядке, к эксплуатации не допускаются.

В городском пассажирском транспорте перевозчик, будь это владелец или арендатор, должен создавать необходимые условия и удобства для проезда инвалидов и пассажиров с детьми.

Исходя из этого, перевозчик пассажирского транспорта обязан иметь не только лицензию на выполнение городских пассажирских перевозок, но и соблюдать установленные правила перевозки пассажиров, обеспечить безопасность жизни и здоровья пассажиров, выполнять требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и экологии. И, конечно же, понятно, что все перечисленное делается во благо пассажиров.

Однако, очевидно, что сегодня эти критерии не имеют особого значения. Каждый водитель транспортного средства озабочен выполнением так называемого "плана", соблюдением рабочего графика, количеством пассажиров за одну перевозку, количеством заработанной за день денежной суммы, экономным расходованием топлива и другими проблемами, как сугубо личного характера, так и относящимися не к профессиональным, а, скорее, к общественным вопросам. Удивительно и то, что большинство транспортных средств, смело разъезжающих по городу, давно не проходили тщательный технический осмотр и уж тем более не подвергались плановому техническому ремонту. Как ни прискорбно, но это - факт! Кстати, в этом признаются и сами водители.

Почему-то в последнее время водители городского транспорта вообще перестали заботиться о комфортабельности своего транспортного средства, о безопасности пассажиров, а людей рассматривают как "груз" и не обращают внимания на просьбы и жалобы со стороны пассажиров в момент перевоза. К таким бессознательным и безответственным водителям относятся не все, но, все же, преобладающее большинство. Редко можно встретить городской транспорт, ухоженный и снаружи, и изнутри, оснащенный необходимым количеством удобных посадочных мест.

В доказательство этому хотелось бы поведать нашим читателям и руководителям соответствующих организаций об одном инциденте, случившемся в одном из маршрутных такси городского маршрута № 7. Совершая перевозку пассажиров в обеденное время, водитель, транспортное средство которого рассчитано на 12 сидячих пассажирских мест (а его транспортное средство НЕ рассчитано на стоячие места), набрав большое количество пассажиров, так сказать, "двое на одно место", на одной из остановок вышел из машины и с силой захлопнул дверцу с пассажирской стороны. Последний пассажир, женщина пожилого возраста, не смогла ее закрыть, так как дверь изнутри не закрывалась. Видимо, замок давно уже был неисправен. Никто из сидящих пассажиров не стал заострять на этом внимания, и маршрутка поехала дальше. До следующей остановки. Однако на одном из поворотов, сидя на краешке пассажирского сиденья лицом к выходу, женщина облокотилась об поручень дверцы машины, и… дверца открылась. Женщина, не на шутку испугавшись и держась за тот же поручень, попыталась снова ее закрыть. Дверца плотно так и не закрылась. Подобное повторялось несколько раз, вплоть до середины пути, и, отмечу, пассажиров так и не убавилось. Когда водителю сделали замечание по поводу сломанной дверцы, тот отреагировал самым бесстыдным образом - в ответ высказавший получил матерные ругательства. В последующие дни данное маршрутное такси так и продолжало ездить с неотремонтированной дверью и заниматься перевозкой пассажиров в опасном для жизни транспорте. Более того, спустя недели три, узнав того самого пассажира, который осмелился сделать справедливое замечание, водитель нецензурно выгнал человека из машины и, выйдя сам, хотел посредством рукоприкладства отомстить "обидчику" за нанесенное его машине "оскорбление", несмотря на то, что обидчиком была представительница слабого пола. Прямо-таки напрашивается вопрос - такова реакция на высказанную правду? Или, раз женщина, то ничего в машинах не понимаешь, а значит, тем более не лезь?

Но ведь если посмотреть на ситуацию со стороны глазами пассажиров, от таких горе-водителей и такого непригодного транспорта страдают-то именно пассажиры! Случись что, водитель будет нести ответственность из-за мелких неисправностей, которые привели к непоправимым последствиям, небольшое наказание в виде лишения водительских прав. А для пострадавшего пассажира оплатой за проезд станет его здоровье или хуже - его жизнь.

А с точки зрения законодательства? Согласно принятым в отношении защиты прав человека законам подобное в принципе недопустимо! В статье 8 Закона Республики Узбекистан "О городском пассажирском транспорте" предусмотрено, что основными задачам перевозчика являются: удовлетворение потребности граждан в перевозках, организация ритмичной работы городского пассажирского транспорта, улучшение качества и культуры обслуживания пассажиров, обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, безопасности движения транспортных средств, а также требований охраны окружающей среды.

Но вот только как объяснить водителям, что не только в деньгах заключаются успех их работы и качество оказываемых услуг в сфере транспортного обслуживания, но и в том, что, садясь в тот или иной транспорт, мы, пассажиры, доверяем вам, перевозчикам, свои жизни, доверяем свое будущее. И надеяться на "авось" и "если повезет" - в этой профессии не место и не время.

И это только один из тысячи случаев, которые происходят с нами ежедневно. Многие маршрутки, не предназначенные для перевозки людей, некорректно "переделаны" в пассажирский транспорт или со сломанными или отвинченными сиденьями спокойно возят пассажиров. Сколько маршрутных такси и автобусов, которые ездят по нашему городу, сегодня не отвечают требованиям современности и безопасности пассажиров? Сколько видов нарушений совершают за день нынешние водители транспортных средств? А сколько еще других опасных ситуаций происходит каждый день на дорогах Чирчика, возникающих явно не в пользу пассажиров?

Ежедневно нарушаются права потенциальных пассажиров: все чаще многоуважаемые водители городских видов транспорта хамят женщинам, нецензурно выражаются в адрес себе же подобных на каждой остановке и в присутствии пожилых и детей, устраивают очередные гонки на дорогах, неуважительно относятся к инвалидам и льготникам, держась за руль и со злостью давя педаль газа. Прекратится ли все это когда-нибудь?

Д. ИМИНАХУНОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO