Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ - СТРАШНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Свобода человека является одной из главных ценностей современного цивилизованного общества, а обеспечение неприкосновенности свободы личности - одной из главных функций государства.
Однако, несмотря на это, сегодня в организованном преступном мире существует хорошо налаженная система торговли людьми, которые принудительно используются в "потогонном" производстве, сельском хозяйстве, сфере оказания сексуальных услуг.

ООН дает нам беспристрастные данные статистики, в которых сказано, что сейчас в мире в рабстве находится, примерно, 27 миллионов людей, и это количество рабов не только непрерывно не уменьшается, но только растет.

По оценкам Госдепартамента США, во всем мире ежегодно продается, покупается, задерживается и транспортируется помимо их воли около 4 миллионов человек. Международные эксперты определяют, что ежегодная мировая прибыль от работорговли достигает 9,5 миллиарда долларов. По оценкам других экспертов, общий оборот этого рынка достигает 19 млрд. долларов.

Основная масса лиц вовлеченных в торговлю людьми в основном попадает на рынок сексуальных услуг. Проституция давно стала одним из основных элементов деятельности преступных организаций не только на национальном, но и на международном уровне. Большинство жертв такой торговли составляют женщины и дети.

Действующие международно-правовые документы рекомендуют запретить подобного рода деяния и установить за них ответственность в каждом государстве, подписавшем документ.

Принцип свободы и неприкосновенности личности закреплен в основополагающих нормативных актах международного сообщества. Так, статья 3 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 10 декабря 1948 года, закрепляет, что "каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность". В ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 года в Риме государствами-членами Совета Европы, записано: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом". В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом 19 декабря 1966 года в Нью-Йорке, указывается: "каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом".

Нормы международного права в сфере борьбы с рабством и торговлей людьми

Рабство и работорговля являются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество в борьбе с этим явлением стало складываться в начале ХIХ в. после отмены рабства в США. В 1815 году на Венском конгрессе был принят Акт об отмене торговли неграми, в 1841 году - Договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Однако эти первые международные договоры лишь осуждали рабство, запрещали работорговлю и рекомендовали государствам установить ответственность за эти деяния. Только в 1926 году принимается Конвенция о рабстве. Конвенция ООН 1926 года определяет рабство как "статус или состояние человека, по отношению к которому применяются все или любой из видов власти, определяемых правом владения". Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда.

Однако ни международные соглашения, ни наступивший после второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 году в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 года особо подчеркнуто: "Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах".

В 1956 году принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Впервые здесь предусмотрены не запреты и формы борьбы с конкретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 года дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются:

1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.

2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

3. Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.

4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние. Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.

5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.

Содержание понятия торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами содержит Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 года. В ней, в частности, говорится, что под этим понимаются действия, когда кто-либо:

- сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо даже с согласия этого лица, эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица;

- содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости, сдает в аренду или снимает здание или другое место или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.

Пекинская декларация и Платформа действий 1995 года установили, что в настоящее время понятие торговли людьми расширилось и стало включать в себя все другие виды эксплуатации женщин. В соответствии с положениями этих документов, в сферу торговли людьми входит, помимо вовлечения женщин в занятие проституцией, принудительный труд и браки по принуждению.

Деятельность Узбекистана в области международной борьбы с торговлей людьми

Торговля людьми, как один из опасных видов транснациональной организованной преступности, стала проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и для Узбекистана, поэтому вопросы борьбы с этим явлением решаются в республике на государственном уровне. Для принятия эффективных мер по предотвращению торговли людьми и борьбе с ней, 17 апреля 2008 года принят Закон Узбекистана "О противодействии торговле людьми", в котором определено понятие "торговля людьми", а именно: "торговля людьми - это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или её применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующее другое лицо. Эксплуатация людей означает эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов или тканей человека".

В соответствии с Законом принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-911 от 08 июля 2008 года "О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми". Утвержден Национальный план действий по противодействию торговле людьми. Для координации деятельности органов, непосредственно осуществляющих противодействие торговле людьми, образована Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, основные задачи которой определены вышеуказанным Законом от 17апреля 2008 года.

В состав комиссии включены руководители государственных органов и общественных организаций в том числе министерств и ведомств, Комитета женщин, Национального центра по правам человека, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Фонда "Махалла", Центрального Совета общественного движения молодежи "Камолот" и Общественного центра "Ижтимоий фикр".

Учитывая координирующую роль прокуратуры в борьбе с преступностью, председателем данной комиссии назначен Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

Во исполнение Закона "О противодействии торговле людьми" Кабинетом Министров Республики Узбекистан 5 ноября 2008 года принято Постановление "Об образовании Республиканского реабилитационного центра по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми".

Системой законодательства Узбекистана созданы не только конституционно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека от преступных посягательств, но и сформирован действенный организационный механизм их обеспечения.

Борьба против всех транснациональных преступлений, как и вербовки людей в целях эксплуатации, подразумевает сотрудничество правоохранительных органов государства, а также, сотрудничество между государствами и международными организациями.

В Республике Узбекистан борьба против торговли людьми осуществляется на следующих основных уровнях: совершенствование правовых основ противодействию торговле людьми; меры, предпринимаемые правительством; деятельность правоохранительных органов в противодействии торговле людьми; международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми; меры профилактического характера.

Уголовным Кодексом Узбекистана в качестве уголовно-наказуемых составов преступлений определены: вербовка людей для эксплуатации, в том числе несовершеннолетних, совершенная путем обмана и в целях вывоза таких лиц за пределы Республики Узбекистан (ст. 135 УК); понуждение женщины к вступлению в половую связь (ст. 121 УК); похищение человека (ст. 137 УК); и другие сопутствующие им преступления, к примеру, мошенничество (ст. 168).

С начала 2000 года Республика Узбекистан, как и большинство новых независимых государств, стала активно вовлекаться в процессы развития трудовой миграции, участвовать в свободном движении товаров и услуг.

Вместе с тем, глобализация мирохозяйственных связей, упрощение процедур пересечения границы, интенсификация миграционных потоков, активное проникновение на мировые рынки транснациональных преступных организаций, ряд проблем экономического и социального характера способствовали тому, что практически все страны бывшего социалистического лагеря столкнулись с проблемой противоправного перемещения людей именуемой сегодня "торговлей людьми". Нелегальная миграция граждан, приобретающая форму торговли людьми, в условиях глобализации экономики становится проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и Узбекистана.

В Узбекистане, наряду с легальной трудовой миграцией, осуществляемой по соответствующим контрактам, заключаемым в Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции министерства труда и социальной защиты населения Узбекистана, с начала 2000 года обозначилась и нелегальная миграция.

Этому виду миграции подвержены в основном женщины, выезжающие в страны СНГ (Россия, Кыргызстан, Казахстан) и дальнего зарубежья (Турцию, Малайзию, Таиланд, ОАЭ, Израиль). Странами транзита для жертв из Узбекистана являются такие страны, как Киргизия, Россия, Украина, Армения, Азербайджан.

Среди них немало женщин ставших жертвами преступников, которые под предлогом предоставления высокооплачиваемой работы в качестве официанток, танцовщиц, гувернанток и т.д. вывозили женщин за границу. Зачастую жертвы обмана не осведомлены о потенциальных опасностях. Оказавшись, в полной зависимости от так называемых "работодателей", они вынуждены заниматься проституцией, либо подвергаются иным формам эксплуатации.

К сожалению, анализ преступлений, связанных с вербовкой людей в целях эксплуатации, показывает тенденции к росту.

Руководство страны придает серьезное значение опасности нелегальной миграции своих граждан за рубеж и принимает практические меры по ее предотвращению. Предотвращению торговли людьми способствует скоординированная деятельность органов исполнительной власти.

Придавая должное значение опасности подобных негативных явлений, правоохранительные органы принимают все меры по своевременному реагированию на криминогенные аспекты миграционного процесса граждан, совершенствованию работы по незаконному вывозу людей и сопутствующих ему правонарушений.

Правоохранительными органами Республики Узбекистан, осуществляющими борьбу с торговлей людьми, являются Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Национальное Центральное бюро Интерпола, Служба национальной безопасности, судебные органы и т.д. Для определения уровня усилий деятельности каждой из них необходим анализ мер, предпринятых ими по борьбе с данным преступлением.

Правоохранительные органы Узбекистана на постоянной основе проводят комплекс мероприятий по своевременному реагированию на факты вовлечения граждан в нелегальную миграцию, совершенствованию работы по предупреждению трафика людей и сопутствующих ему правонарушений. Практическим подтверждением проводимой работы в стране является создание в 2003 году Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и эксплуатации.

МВД Республики осуществляется мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере противоправных посягательств на личную неприкосновенность граждан, вовлечение их в трафик и сексуальную эксплуатацию.

Практическим подтверждением проводимой работы в стране является создание в 2003 году Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и эксплуатации, к компетенции которой отнесены: совершенствование системы законодательства и организационно-правовой работы в сфере корректировки миграционной политики.

Одним из важных путей предотвращения миграции для нелегального трудоустройства за рубежом является повышение уровня осведомленности граждан о ее негативных последствиях, в частности, об ответственности мигранта за нарушения трудового, налогового, таможенного законодательства и паспортно-визового режима стран, в которые потенциальные жертвы собираются выезжать

В этих целях развернута широкая кампания с использованием различных форм пропаганды по информированности населения не только о законодательной базе, но и о конкретных фактах совершения преступлений, связанных с торговлей людьми и ее негативных последствиях.

В случаях установления фактов вывоза обманным путем граждан за рубеж для трудовой эксплуатации, возбуждаются дела в отношении лиц, по вине которых граждане Узбекистана оказались жертвами такого трафика.

Вместе с тем, учитывая, что проблему торговли людьми решить в одиночку не может ни одно государство, в целях координации действий в этой сфере Узбекистан присоединился к основным международным документам, составляющим правовую базу формирования всеобъемлющего международного подхода к вопросам обеспечения прав мужчин, женщин и детей, включающим меры по борьбе с нелегальным трафиком, защиты его жертв и наказания лиц, занимающихся этой преступной деятельностью.

Вместе с тем, признавая, что плодотворное правовое сотрудничество с международными организациями имеет существенно важное значение для эффективного противодействия угрозе торговли людьми и решения этой проблемы на государственном уровне, правоохранительные и судебные органы Республики Узбекистан сотрудничают с представительствами ООН, ОБСЕ и МОМ, путем активного участия в практической реализации их проектных документов в сфере предотвращения торговли людьми и защиты ее жертв в Узбекистане.

Республикой Узбекистан среди конвенционных документов определяющих правовые основы противодействия торговле людьми, ратифицированы: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Конвенция № 103, касающаяся защиты материнства, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Заключительный протокол к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и др. В 2003 году Узбекистаном ратифицирована конвенция ООН "О транснациональной организованной преступности".

Кроме того, со стороны Республики Узбекистан подписаны ряд двухсторонних межправительственных и межведомственных соглашений в сфере борьбы с торговлей людьми. В частности, с Правительством ФРГ (16 ноября 1995 года.), Правительством Чешской Республики (17 июня 1998 года), Правительством Республики Казахстан (30 октября 1998 года), Федеральным правительством Австрийской Республики (2 ноября 2001 года), Правительством Литовской Республики (18 февраля 2002 года), Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики (3 октября 2006 года) и др.

У. АБДУХАКИМОВ, начальник отделения следственного отдела ОВД г. Чирчика.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO