Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Погода в доме: плюс или минус?!

ПОДУМАЛИ САМИ – РЕШАТЬ БУДЕМ САМИ

Мы - горожане избалованы достижениями цивилизации. И когда отключают электроэнергию или воду, снижается давление газа, то обязательно в самый неподходящий для каждого момент.

Нас раздражает и отсутствие горячей воды, отопления, запах мусора у подъезда, потрескавшиеся от времени тротуары, лужи и грязь в их трещинах.

И от этого раздражения сразу возникает вопрос: "А где же деньги, которые мы платим, чтобы коммунальные проблемы решались своевременно?"

Раньше квартиры были государственными. Каждый хозяин платил в ЖЭК квартплату, а уж как там шли расчеты за газ, воду и т.д. - никого не интересовало.

После приватизации, когда квартиры стали собственностью, началась жилищно-коммунальная реформа. "Водоканал". "Чирчикшахаргаз", "Иссиклик манбаи" организовали самостоятельный сбор за свои услуги. А вот за благоустройство домового и придомового хозяйства стали платить в создаваемые товарищества частных собственников жилья. Однако проблем от этого в большинстве случаев не стало меньше. Почему?

Во-первых, во главе некоторых ширкатов стали люди, не знакомые с коммунальным хозяйством, экономикой, порой лишенные и организаторских способностей, а иногда и нечистые на руку.

Во-вторых, ТЧСЖ стали создавать со структурами ЖЭКов - набирать штаты слесарей, сантехников, электриков и т.д. А отсюда - огромные затраты на оплату их труда.

В третьих, сами владельцы квартир не пользовались, да и сейчас многие не желают пользоваться ни своими правами, ни своими обязанностями, данными им законодательством, а предпочитают по-прежнему брюзжать на то, что ничего не делается, да писать жалобы.

Конечно, нельзя говорить о том, что все крупные ТЧСЖ работали и работают плохо. Есть и положительные примеры. Однако в большинстве случаев ТЧСЖ не справляются с возложенными на них обязанностями. Так где же выход?

В создании своего однодомного ТЧСЖ, - решили жители дома № 32 восьмого микрорайона. В течение последних лет они входили в состав ТЧСЖ "Ният", но весомых сдвигов в решении коммунальных проблем не произошло. Деньги собирались в общий котел - на один расчетный счет. Проследить, куда, на какие работы они расходуются, было сложно. Дом требовал капремонта, люди постоянно жаловались: там течет, тепла нет, мусор не вывозится. Жители обращались в товарищество с заявками, просили включить в план те или иные работы, а им отвечали, что все уходит на ремонт другого дома, подождите, дойдет и до вас очередь.

Почему их дом будут ремонтировать последним, а не первым? Почему никто не советуется с людьми? Ответов на эти вопросы жители не получали. Собрания в "Нияте" проводились зачастую неизвестно когда, и мнения о приоритетности работ выслушивать было некому. Владельцы квартир разуверились в "Нияте" и все с большей неохотой стали платить взносы, то есть квартплату. Начала расти дебиторская задолженность. Собственники на практике убеждались, что такое управление для них неприемлемо и решили кардинально изменить жизнь в своем доме.

Потому идею о создании однодомного ТЧСЖ, где можно в любой момент узнать - куда же делились деньги, поддержали. Так родилось новое малое товарищество частных собственников жилья "Чарагон-сервис".

Но однодомным ему быть не суждено. Прослышав о "Чарагон-сервисе", жители соседнего дома № 34 попросились в новый ширкат, возглавить который жильцы доверили Мухамеду Галиевичу Каримову - человеку с большим руководящим опытом, неиссякаемой энергией и жаждой новых знаний.

С чего же "чарагонцы" планируют начать работу?

- Прежде всего с контроля за проводимым в домах ремонтом, - отвечает М. Г. Каримов. - А также принятия, как положено по закону, паспортов домов с указанием в них проделанной работы. А проблем в этом вопросе немало.

К примеру, поменяли в ходе капитального ремонта трубы, которые на протяжении ряда лет были забиты и не функционировали. Так вместо толстостенных поставили тонкостенные. А они быстро выйдут из строя. Технология ремонта крыши также нарушается. Да и видно, что делают работу не специалисты. Во всех подъездах должен быть произведен ремонт, установлены двери, остеклены окна. А руководитель округа, в ведомстве которого мы находимся (по слухам, это СП "Чирком", достоверно мы не знаем), выполнять эту работу не торопится.

Так что проблем и забот хватает.

Мы и не думали, что все пойдет, как по маслу. И в малом товариществе работа может быть поставлена из рук вон плохо, жители разобщены, не хотят вникать в его дела, есть такие, что не платят взносы, считая, что раз квартира выкуплена, то на этом можно ставить точку. А вот жаловаться, что нет того, не сделано другое - любят. Другими словами, я считаю, что успех обеспечен там, где отношения строятся на доверии, постоянно идет работа с жителями, установлен диалог с ними.

Поэтому свою работу новое товарищество планирует строить на тесном контакте с владельцами квартир.

Мухамед Галиевич считает, чтобы добиться доверия и поддержки жителей, надо предоставлять им полную информацию о состоянии дел.

На собрании людям сообщили о техническом состоянии дома, которое выявила инвентаризация. На основе этого наметили план неотложных дел. Прежде всего надо сделать крышу, произвести ремонт подвала, систем горячего и холодного водоснабжения. Людей проинформировали о ценах на материалы для ремонта, определили сумму задолженности жителей по обязательным взносам. Но даже если все будут производить оплату, месячный сбор составит 400 тысяч сумов - на эту сумму далеко не уедешь. Такая прозрачность информации сняла все вопросы. Стало ясно: если люди хотят что-то изменить, первым делом надо увеличить обязательные взносы. Исходя из сметы доходов и расходов на общем собрании утвердили их новый размер - 56 сумов за 1 квадратный метр.

Не просто далось такое решение владельцам квартир, у каждого семья, дети, бытовые проблемы.

"Выход должен быть", - ломал голову М. Г. Каримов. И нашел, внимательно изучив все статьи закона о товариществах частных собственников жилья. Особенно его заинтересовал пункт о возможности развития предпринимательской и коммерческой деятельности.

- Почему бы не устроить платную стоянку для автомашин? - рассуждает Мухамед Галиевич. - Место между домами можно найти. Потом что-то можно придумать с использованием подвала. Организовать выращивание грибов, что ли?! И кто-то из неработающих сможет подрабатывать.

А еще можно организовать стол заказов. Такая форма обслуживания населения была очень популярна в советские времена, а сегодня незаслуженно забыта. Если ее реанимировать, думаю, услуги будут востребованы как работающими людьми, так и пенсионерами. Некоторые жители у нас работают с утра до ночи, некогда в магазин за продуктами вырваться, на базар забежать. Да мало ли что нам иногда срочно надо сделать, а времени на это нет. Кому-то в квартире ремонт сделать, кому-то - генеральную уборку, а кому-то цветы и торт купить к дню рождения родственника или друга. Где заказать эти и другие услуги? В столе заказов.

Такой рыночный подход к поиску дополнительных источников пополнения бюджета товарищества частных собственников жилья можно объяснить тем, что его председатель М. Г. Каримов в свое время прошел школу руководства в разных производственных структурах, и в частном бизнесе тоже. А в соответствии со статьей 15 Закона Республики Узбекистан "О товариществах частных собственников жилья" ТЧСЖ имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, соответствующих его уставным целям. Однако эту возможность практически никто не использует. Может быть, "Чарагон сервис" создаст прецедент?

А, получив дополнительные источники доходов, ТЧСЖ сможет не увеличивать, а снижать размеры ежемесячных взносов в товарищество. Да и проблемы из месяца в месяц будут решаться, а значит, средств будет требоваться меньше.

Волнует председателя "Чарагон-сервис" и вопрос с отсутствием на рынке предприятий, которые могут предложить свои услуги в ремонте дома, ведь содержать целый штат слесарей и ремонтников крупному товариществу не под силу, а уж малому и тем более. Управляющие же компании, которые создаются на базе некоторых крупных ТЧСЖ, видят свою работу в том, чтобы придти и перекрыть воду во время аварии, а уж кто делать будет - это другой вопрос.

Платить деньги только за это М. Г. Каримов отказывается. Он считает, что если уж заключать договор, то предусмотреть в нем весь комплекс необходимых для жителей услуг. За это и заплатить не жалко.

Самым трудным Мухамед Галиевич называет работу с жителями. Сколько людей - столько и характеров. Есть единомышленники, а есть и критиканы, которым все не так, они хотят получить все сразу, не задумываясь, есть ли на это средства. Такая категория жителей, как правило, только критикует, пишет жалобы, не желая ничего делать для своего дома.

- От нас самих зависит, каким быть нашему дому, - завершает он разговор. - Поэтому мы будем решать все проблемы открыто, по-деловому, сообща.

В. НИКОЛАЕВА.

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO