Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Погода в доме: плюс или минус?!

ЗВЕНО РАЗОРВАННОЙ ЦЕПИ

В Чирчике потребителями коммунальных услуг являются практически все жители города и хозяйствующие субъекты экономики. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве характеризуется рядом серьезных проблем и кризисных тенденций. Качество услуг, предоставляемых населению, не соответствует современным требованиям и значительно отстает от роста тарифов. Такая ситуация вызывает нарекания граждан, является источником социальной напряженности в обществе. Взаимоотношения производителя и потребителя услуг характеризуются одним словосочетанием - взаимовыгодное партнерство. Однако из года в год продолжается противостояние одних другим.

Дебиторская задолженность коммунальным службам Чирчика влечет за собой рост долгов коммунальщиков перед кредиторами, что, в свою очередь, не позволяет предприятиям нормально работать. Население продолжает копить долги по оплате коммунальных услуг, возможно, рассчитывая на их списание. Но долг - это, прежде всего, залог низкого качества. Это понимают все, поэтому сегодня рассматриваются пути решения проблемы своевременной оплаты коммунальных услуг. На предприятиях пишутся заявления на ежемесячное отчисление из заработной платы определенной суммы для погашения долгов и текущей оплаты услуг. Коммунальщики считают, что такая политика выгодна всем. Предприятие своевременно получит оплату предоставленных услуг, что положительно скажется на качестве, а у потребителей не будет необходимости выстаивать очереди в сберкассах. Но это точка зрения коммунальщиков. А чирчикцев? В транспорте, магазине, на базаре, в квартирах идет широкое обсуждение повышения тарифов на услуги и вопроса

ЗА ЧТО ПЛАЧУ?

Извечно актуальный вопрос, когда же поступающие от населения средства в качестве оплаты будут, наконец, конвертированы в качество коммунального обслуживания, перестает быть риторическим и вновь требует ответа.

К сожалению, сегодня коммунальщики не могут ответить на вопрос добросовестного потребителя "За что я плачу?". С точки зрения обывателя, предприятия уже давно занимаются латанием "черных дыр", вместо того, чтобы проводить серьезные модернизационные мероприятия, позволяющие сделать коммунальное обслуживание безоговорочно качественным.

Выходит, мы платим за элементарное поддержание жизнеспособности коммунальной системы. Это как капельница - наши платежи помогают жилищно-коммунальному хозяйству продержаться.

А чирчикцы хотят всегда иметь в своих домах и квартирах электроэнергию, газ, горячую воду и отопление. Хотят видеть чистые дворы, ухоженные газоны с цветами и обустроенные детские площадки.

Почему же все-таки коммунальщики не могут гарантировать потребителям быстро наступающего качества за платежи даже в соответствии с новыми тарифами? Рассуждая о трудностях в реализации каких-либо планов, постигших неудачах или необоснованной критике, принято говорить о причинах, их обусловивших, - объективных факторах, бороться с которыми лишено всякого смысла и не представляется возможным. Их называют спецификой. Практически любая сфера жилищно-коммунального хозяйства Чирчика имеет свою специфику, которая обуславливает долгосрочность наведения порядка и внушительное количество необходимых на это средств.

Современные котельные, находящиеся на балансе "Иссиклик манбаи" отличаются высокой энергоемкостью, так как отапливают разные районы города. Очистные сооружения ПУ "Водоканал" не рассчитаны на растущий объем водопотребления. Жилищное хозяйство без капитального ремонта передано в собственность ТЧСЖ, специалистов не хватает. Поэтому то тут, то там гаснет свет (причем, не на час-два, а на несколько суток), отключается по неизвестным для потребителей причинам вода, нет давления газа, не убраны мусорные свалки… Тарифы растут, а очередное повышение, к примеру, цены за один киловатт-час или кубометр природного газа не привело к гарантированному улучшению качества предоставляемых услуг, во всяком случае, в обозримом будущем. А это означает, что неплательщики опять получили мощный моральный аргумент, оправдывающий их позицию в отношении платежей, в то время как добросовестные плательщики лишний раз убеждаются в вынужденном "неуважении" со стороны коммунальщиков к своим правам потребителей, добросовестно исполняющих обязанности. Приведу такие цифры. Дебиторская задолженность за потребление электроэнергии составляет свыше 221 миллиона сумов, за потребление природного газа свыше 142 миллионов сумов, а за горячую воду и отопление - свыше одного миллиарда 200 тысяч сумов.

Так в чем же выход? Прежде всего, в привлечении инвестиций и создании конкуренции в сфере оказания услуг. Но бизнесмены не торопятся в жилищно-коммунальных сферу. Очень уж долго ждать прибыли, а вот вкладывать средств придется немало. Кроме того, сегмент водоснабжения, как, собственно, и сферы тепло-, газо- и энергоснабжения, представлен, как правило, одним предприятием, конкуренция возникает лишь в сфере обслуживания жилья. Но и здесь можно найти альтернативные решения. Однако коммунальщики не торопятся сотрудничать с ТЧСЖ, а лишь пытаются переложить часть своих обязанностей на них, правда, в нарушение закона. Отсюда и противостояние.

В "РУКАВЕ" - ВСЕ ТО ЖЕ КАЧЕСТВО

Чем же оправдывает себя современный потребитель? Все очень просто: "в рукаве" - все то же качество. А почему оно низкое и что делается для его улучшения? Навряд ли кто-нибудь из горожан об этом знает, а это является следствием недостаточной информированности чирчикцев о работе коммунальных служб города для решения назревших проблем.

У жителей города отсутствует необходимое представление о сфере жизнеобеспечения. Это означает, что мы не знаем, как к нам в квартиры попадает вода, газ, тепло, свет; сколько на это тратится средств и можно ли снизить эти затраты. Нам, как потребителям, не может быть все равно, за что мы платим деньги и куда они расходуются.

Во-вторых, для коммунальных предприятий целесообразны тарифы на услуги на уровне, обеспечивающем если не рентабельность, то хотя бы покрывающем затраты. То есть, время от времени возникает объективная необходимость в повышении стоимости коммунальных услуг. Подобные шаги всегда чреваты обострением социальной напряженности.

А о повышении тарифов потребители коммунальных услуг узнают лишь при оплате за них у кассового окна. Объявлений о повышении тарифов, как требует закон, коммунальщики давать не спешат, а уж о том, чтобы организовать встречу с потребителями и рассказать, почему растут тарифы, и говорить не приходится.

Проведенный анализ свидетельствует, что часть граждан, имеющих материальную возможность платить, отказывается делать это, полагая, что их деньги пойдут не по назначению, а также, что качество предоставляемых услуг столько не стоит.

Основным критерием, выделяющим эту группу населения, выступает не столько негативное отношение к коммунальным службам, сколько противоречивые и непоследовательные представления о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Кроме того, интерес населения к проблемам жизнеобеспечения ограничивается собственными нуждами (установка "меня интересует только вода в моем кране, температура в моей батарее" достаточно сильна в обществе, чтобы не допустить глобальности взгляда на проблему коммунального предприятия, а, следовательно, и участия в ее решении).

Еще одним бесспорным фактом сегодня остается неготовность коммунальных служб стать полностью открытыми для потребителя. Миф о "коммунальной "коза ностре" уже давно начал приобретать навязчивые черты реальности. Поэтому одним из факторов решения своевременной оплаты коммунальных услуг должно быть широкое информирование населения о своей работе.

ВСЕ ТАЙНОЕ КОГДА ТО СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

В условиях реформирования каждое принятое решение, могущее существенно повлиять на решение проблемы и взаимоотношения с потребителями, должно быть оперативно доведено до широкой общественности первоисточником - коммунальщиками. Оправдательная позиция, когда в информационно "мертвом" решении производители услуг пытаются найти преимущества, обрекает на провал практически любое начинание. Возьмем, к примеру, волнующее все районы города и вызывающее справедливое возмущение постоянное отключение электроэнергии, причем не на час-два, а на несколько дней, а то и на неделю. Начальник РЭС не только для возмущенных чирчикцев, но и для журналистов газеты, неуловим. А ведь обеспечение прозрачности работы жилищно-коммунального хозяйства смогло бы снять напряженность в цепочке "РЭС - потребитель", а может быть, совместными усилиями и нашлись бы пути решения проблем.

Не секрет, что лояльное отношение к проблемам организации и готовность жителей принимать в нем участие возможно лишь тогда, когда они будут знать, что получат в результате. Сегодня качество коммунальных услуг не растет пропорционально их стоимости. Потребители высказывают оправданное недовольство происходящим.

Потребитель должен знать, что за свою "правильную позицию" оплачивать вновь подорожавшие услуги он почувствует на себе, как минимум, старание коммунальных служб улучшить обслуживание. Он должен знать, куда расходуются его деньги, будь то увеличение затрат на проведение ремонтных работ, позволяющих лучше подготовиться к отопительному сезону, или реализация на предприятиях города мероприятий по снижению неэффективного использования ресурсов.

В. ПАВЛОВСКАЯ

pavlo-valentin@yandex.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2019 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO