Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Погода в доме: плюс или минус?!

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЧАСТЬ КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

По своей значимости жилищно-коммунальной сфере, пожалуй, нет равных. В самом деле, какая другая отрасль имеет такую яркую социальную направленность и так остро касается каждого из нас? Но с точки зрения потребителей качество коммунальных услуг оставляет желать лучшего. Изношенные сети, требующая огромных вложений инфраструктура, большие долги осложняют работу отрасли. Многие считают: сколько за коммунальные услуги ни плати, все мало. Тарифы растут, а ничего не меняется. Но это поверхностный взгляд, так сказать вершина айсберга.
Потребитель не вникает в перипетии коммунальных проблем, завязанных в тугой узел. Его интересует лишь качество коммунальных услуг да размер тарифов. Он понятия не имеет, от чего зависят тарифы, сколько факторов влияют на них, что делается для их стабилизации. Наверное, эта информация должна быть более доходчивой и прозрачной для населения. Может, тогда вопросов будет меньше, а ответственности больше.
Каковы особенности тарифного регулирования в коммунальной сфере, какие факторы влияют на рост тарифов, как можно уменьшить "коммунальную нагрузку" на население? На эти вопросы отвечает начальник отдела финансового и ценового регулирования жилищно-коммунальных услуг Министерства финансов Саджида РУСТЕМОВА.

РЕФОРМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

- За годы независимости в жилищно-коммунальной сфере Узбекистана произошли огромные перемены. Большое внимание уделялось и формированию отраслевого законодательства. В 1998 году была утверждена Концепция углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения, определившая следующие приоритетные направления:

- внедрение и неукоснительное соблюдение механизма индивидуального учета объемов и стоимости предоставляемых потребителям коммунальных услуг и их своевременной оплаты;

- модернизация и техническое перевооружение отрасли на основе внедрения современных ресурсосберегающих технологий при производстве и предоставлении услуг населению;

- недопущение необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги, сокращение необоснованных затрат и потерь при их производстве;

- расширение самостоятельности, прав и ответственности собственников жилья в многоквартирных домах для создания системы коллективного управления общим имуществом, обеспечивающим его эффективную и безопасную эксплуатацию;

- формирование конкурентной среды в сфере услуг управления, технического обслуживания и ремонта коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда;

- децентрализация функций управления в жилищно-коммунальной сфере и внедрение механизмов экономической заинтересованности предприятий, предоставляющих коммунальные услуги;

- привлечение иностранных инвестиций в сферу коммунального обслуживания;

- совершенствование финансирования жилищно-коммунального хозяйства, расчетов за коммунальные услуги;

- разработка мер по совершенствованию системы формирования тарифов, учитывающих фактические затраты и количество потребляемых коммунальных услуг (холодная и горячая вода, тепловая энергия) потребителями и обеспечивающих рентабельность предприятия. Дальнейшее углубление реформ в коммунальном хозяйстве определено Президентом Узбекистана И.А.Каримовым одним из приоритетов экономической политики страны.

Основные цели реформирования сферы ЖКХ - обеспечение стандартов качества условий проживания; снижение издержек при соблюдении стандартов .качества предоставляемых услуг; смягчение процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам на услуги населению. Важнейшей составной частью реформы является создание необходимых законодательных основ, регламентирующих жилищно-коммунальные отношения, а также их практическая реализация. Если перевести цели реформы в житейскую плоскость, она направлена на то, чтобы людям жилось в своих домах гораздо комфортнее, удобнее, чтобы тарифы были экономически обоснованными, услуги качественными, а потребители своевременно их оплачивали.

Коммунальное хозяйство - очень сложная сфера, и регулирование тарифов напрямую зависит от ее особенностей. С одной стороны - это технологически обусловленное монопольное положение предприятий отрасли и тесная взаимосвязь с другими сферами деятельности. С другой - сугубо локальный процесс производства и потребления коммунальных услуг, невозможность их взаимозаменяемости, доставки извне или получения их за пределами села, города, региона. Весь процесс - от производства до потребления - происходит в одном регионе. Система коммунального обслуживания является крупным потребителем природных ресурсов (воды, топливно-энергетических ресурсов и так далее). Но главная особенность - ярко выраженная социальная направленность - обеспечение жизненно важными услугами всех без исключения членов общества.

При Кабинете Министров действует Республиканская комиссия по тарифам и мониторингу выполнения Программы реформирования в ЖКХ, которая ежеквартально проводит анализ структуры затрат для определения стоимости коммунальных услуг и размеров тарифов на них, чтобы не допустить их необоснованного роста. В сфере ее ответственности - недопущение превышения предельно допустимых норм потерь коммунальных услуг при их производстве и доставке потребителям. Постоянно ведется мониторинг выявления причин, мешающих отрасли эффективно развиваться, вызывающих необоснованный рост затрат и тарифов. На его основе разрабатываются мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению водо- и теплоснабжающих предприятий. Были приняты документы, увязывающие эффективность и качество работы предприятий отрасли с системой материального стимулирования и оплаты труда.

В частности, постановление Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию механизма материального стимулирования труда работников предприятий теплоснабжения и водоснабжения" (от 19 июня 2007 года N ПП-655) ставит в прямую зависимость оценку деятельности и оплату труда работников этих предприятий от качественного обеспечения потребителей теплом и водой, а также от реализации эффективных мер по сокращению потерь в тепло- и водоснабжении.При тарифном регулировании учитывается очень много факторов, но прежде всего - состояние коммунальной инфраструктуры. Как бы мы ни совершенствовали тарифное регулирование, какие бы механизмы ни вводили, пока не приведем в порядок инфраструктуру, говорить о качественном прорыве, о том, что тарифное регулирование изменит систему стимулов ЖКХ, достаточно сложно.

Что имеется в виду под инженерной инфраструктурой? Это обеспечение населенных пунктов дорогами, водой, газом, связью, электроэнергией для создания благоприятных условий как обитанию, так и размещению производственных предприятий, привлечению инвестиций. В республике в коммунальную инфраструктуру вкладываются огромные средства. Принято несколько программ ее развития. В том числе по обеспечению сельских населенных пунктов централизованным водоснабжением; замене морально устаревших и неэкономичных котлов на современные; оснащению жилого фонда индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, а также общедомовыми приборами учета; капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, построенных до 1991 года, где 70 процентов от сметной стоимости капремонта производится за счет бюджетных средств. В ряде регионов республики реализуются инвестиционные проекты по улучшению водоснабжения и отводу стоков. Все это - забота государства. Кроме того, достаточно средств выделяется на капитальный ремонт тепловых сетей и котлового теплового оборудования.

КОММУНАЛЬЩИКИ - В РЕЕСТРЕ МОНОПОЛИСТОВ

Сегодня у нас введено жесткое регулирование тарифов естественных монополистов, и, наверное, на данный момент это оправданно. Министерство финансов уполномочено отвечать за тарифное регулирование в этой сфере. Поскольку предприятия теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, поставщики других коммунальных услуг включены в Государственный реестр субъектов естественных монополий на товарных рынках, их деятельность регулируется путем установления предельных тарифов на оказываемые ими услуги. Цены на услуги водопроводно-канализационных и теплоснабжающих предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, утверждают Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов областей и главное управление финансов хокимията Ташкента по согласованию с Министерством финансов. Для этого предприятия-монополисты, оказывающие коммунальные услуги, обращаются в орган ценового регулирования с обоснованием необходимости изменения тарифов. После утверждения они обязаны опубликовать информацию о новых ценах в средствах массовой информации за 15 дней до их вступления в силу.

Предприятия коммунальных услуг являются по-требителями природных ресурсов. При изменении цен на них предприятия коммунального обслуживания ре-агируют на это повышением своих тарифов. Все это - объективные причины роста затрат и тарифов. Но надо признать, что рост затрат происходит и из-за нарушения организации производства, ненадлежащей постановки учета объемов оказываемых услуг и потребителей (або-нентов), непринятия мер по внедрению энергосбе-регающих технологий и допущения непроизводительных затрат. У каждого предприятия есть внутренние резервы для снижения себестоимости услуги. Речь идет прежде всего о проведении инвентаризации потребителей, взыскании дебиторской задолженности, использовании энергосберегающих технологий, многом другом, снижающем затраты и повышающем доходы.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ

Оптимизация ценообразования в коммунальной сфере прежде всего зависит от эффективности работы предприятий отрасли. Взять хотя бы систему водоснабжения. В ряде регионов сегодня теряется от 30 до 45% холодной питьевой воды. Причины такого положения лежат на поверхности. Одна из них - неудовлетворительная инвентаризация потребителей коммунальных услуг. Например, при проведении инвентаризации в Самаркандской области было выявлено большое число потребителей, не имеющих договоров с поставщиками. Что получается в таких случаях? Предприятия несут затраты на производство и доставку воды, которую часть потребителей получает бесплатно. Эти не покрытые тарифами расходы - прямой убыток предприятия. В результате образуются задолженность перед поставщиками энергоресурсов, нехватка средств на обновление и капитальный ремонт сетей и оборудования, что в конечном счете отражается на качестве оказываемых услуг. В итоге даже добросовестные плательщики, не довольные дорогой услугой, не подкрепленной улучшением качества, задерживают платежи. В итоге поступает недостаточно средств на развитие инфраструктуры, а значит - и на улучшение качества услуг. В образовании этого замкнутого круга виноваты как потребители, так и поставщики услуг.

Можно привести массу примеров, подтверждающих, что тарифы можно регулировать сколько угодно, но если предприятия не будут использовать внутренние резервы, ситуацию не исправишь! Сегодня создана хорошая нормативно-правовая база, она работает, достаточно понятна и доведена до всех. На развитие, модернизацию отраслей идут колоссальные бюджетные средства. На местах должны быть налажены учет и отчетность. Нужна обратная связь между тарифом и стимулами, влияющими на развитие предприятий коммунального обслуживания. Она должна сводиться к следующему: если на месте не наведен порядок, эти стимулы предоставляться не будут. В сфере теплоснабжения очень большую проблему составляет сверхнормативное потребление тепловой энергии. Это чистый убыток для предприятия. Предприятия вынуждены подавать сверхнормативное тепло в количествах, обеспечивающих потребности населения. Причины такого положения кроются как в открытой системе теплоснабжения и доступности теплоносителя для его слива из отопительной системы, так и для технологического характера, когда подача теплоносителя на горячее водоснабжение и центральное отопление осуществляется по одной сети и температура воды на отопление не может быть ниже 70 градусов на котельных и 50-55 градусов в кранах. А потому, когда в отопительный сезон за окном температура выше 6 градусов, нет возможности снизить температуру батарей.

Другой пример: в домах, удаленных от теплоисточников, теплоснабжающие предприятия обязаны обеспечить температуру, предусмотренную параметрами. Но при этом в квартирах, через которые транзитом подается тепловая энергия, жители изменяют схему отопительных сетей, устанавливая батареи на лоджиях, балконах, нарушая проектные положения стояков центрального отопления, сносят перегородки, отвлекая на себя тепловую энергию больше установленных параметров. Это лишь один из примеров того, как потребители влияют на работу предприятия, правда, со знаком "минус".

Неудовлетворительное состояние отопительных систем в жилых зданиях также приводит к потерям тепловой энергии. Люди сливают воду из радиаторов, не задумываясь о последствиях, которые сами себе и создают. В Андижане, Навои, других городах, где существуют проблемы с горячим водоснабжением, жители используют горячую воду из батареи на хозяйственные нужды. Эти колоссальные затраты никто не оплачивает.

Некоторые проблемы возникают в результате "перетопа". Например, в этом году отопительный сезон в Ташкенте закончился 24 марта. А так как стояла достаточно теплая погода, то люди открывали форточки, окна. Другими словами - услуга предоставлялась на ветер. В этом году у нас была очень холодная зима. В отопительный сезон немало возникало проблем из-за недостаточного давления теплоносителя в системе. А его дефицит возникал из-за того, что потребители, не довольные степенью "горячести" батарей, сливали воду. Увеличивая циркуляцию, они на какое-то время повышали температуру, но снижали давление в сети. Цена этого вопроса - непокрытые затраты (убытки) предприятий теплоснабжения в значительных размерах. Порядка 50 процентов потерь в результате незаконного слива падает на Ташкент. Через систему ценообразования сложно решить вопрос сверхнормативных потерь.

При формировании тарифов учитываются нормы потребления тепловой энергии и горячей воды. Теплоснабжающим предприятием, Ташкента проведен мониторинг потребления горячей воды в 22 многоквартирных жилых домах, оснащенных общедомовыми приборами учета, с целью выявления, насколько они соответствуют реальным потребностям. Он показал, что в отопительный сезон отдельные дома потребляют горячей воды в 10 раз больше нормы. Поэтому мы не можем говорить о том, что имеем выгоду от разницы между нормативным и фактическим потреблением. У нас второе всегда выше первого. Видится целесообразным ввести порядок оплаты за фактически потребленное тепло и горячую воду с одновременным усилением мер ответственности теплоснабжающего предприятия за качество предоставляемой услуги.

В ходе коммунальной реформы теплоснабжению уделяется особое внимание, поскольку оно тесно связано с энергоносителями и, следовательно, с программами энергосбережения. В структуре коммунальных платежей это самая дорогая услуга для потребителей. На снижение затрат на ее производство, а значит, и размеров платежей нацелена программа энергосбережения. К сожалению, многие потребители недооценивают преимущества установки приборов учета коммунальных продуктов.

Программа предусматривает создание сети локальных котельных и переход на закрытую систему теплоснабжения. В связи с этим возникает много новых вопросов, которые надо решать при их строительстве. Прежде всего: в чьем ведении должны находиться локальные котельные? Если они останутся в системе "Теплоэнерго", то мы не добьемся существенного снижения и удешевления затрат, потому что структура теплоснабжающих организаций достаточно громоздка. Услуги локальных котельных в тупиковых сетях, построенных ПО "Таштеплоэнерго" и обслуживаемые им, обходятся в эксплуатации дороже, чем при централизованном теплоснабжении. ТЧСЖ пока их не потянут, так как много вопросов еще не урегулировано. Здесь нужен четкий механизм, регламентирующий формирование тарифов, ответственность и так далее.

Меры, принимаемые по финансовому оздоровлению и государственной поддержке предприятий коммунального обслуживания, начинают давать результаты. Из бюджета выделяются средства на ремонт теплового оборудования, капитальный ремонт многоквартирного жилого фонда, построенного до 1991 года. Может быть, это не напрямую, а опосредованно, но касается нашей темы. Ведь если дом принимает тепло нормально, его подвальные помещения находятся в хорошем состоянии, - это снижает потери тепла, а значит, и затраты предприятий, его производящих и поставляющих. Тариф, как губка, впитывает в себя все, что происходит при производстве и доставке коммунального продукта потребителям. Он только "разбухает" от неплатежей, потерь, перерасхода воды, тепловой энергии.

СНИЗИТЬ ЗАГРУЖЕННОСТЬ ТАРИФА

Указом Президента "О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания" от 17 апреля 2001 года N УП-2832 в целях социальной защиты населения и стимулирования снижения затрат предприятий газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, центрального отопления и других коммунальных услуг при формировании их тарифов устанавливается предельный уровень рентабельности (отношение чистой прибыли к производственной себестоимости) не более 10 процентов. Предприятия, поставляющие коммунальные услуги, при повышении тарифов берут на себя обеспечение снижения их роста на 10 процентов, уменьшая свои затраты, изыскивая для этого внутренние резервы.

Есть и другие стимулы, влияющие на снижение затрат. Когда мы формируем тарифы, никакие сверхнормативные, непроизводительные расходы, штрафы, пени в них не включаются. В противном случае это поощряло бы предприятия производить еще большие затраты. Идти только путем повышения тарифов - не выход. Это вызовет еще большую задолженность потребителей. Если они и так не платят, мотивируя недостаточным качеством услуг, то при повышенном тарифе их долги только увеличатся. Как следствие, это приведет к росту кредиторской задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов.

Среди механизмов, которые государство применяет для снижения тарифной нагрузки на население, - "нулевая ставка" НДС для предприятий, оказывающих услуги водоснабжения, канализации, теплоснабжения. Возникающее у них отрицательное сальдо по НДС возмещается из госбюджета. Это также направлено на снижение затрат, ограничение роста тарифов.

Прежде жилищно-коммунальная сфера практически полностью дотировалась государством. Постепенно произошел переход населения на самоокупаемость затрат предприятий, оказывающих коммунальные услуги. Так, с 1994-го по 2007 год поэтапно сокращалась дотация из госбюджета по услугам теплоснабжения. В 2006-2007 годах она составляла 10 процентов от затрат предприятий. Это тоже должно было сдерживать тарифы, направляться на внедрение энергосберегающих технологий, капремонт котлового оборудования, тепловых сетей и так далее. С 2008 года осуществлен переход населения на самоокупаемость затрат предприятий теплоснабжения.

ПРЕДИНВЕСТИЦИОННОЕ УКРЕПЛЕНИЕ

водоснабжения показал, что перед вложением средств в отрасль необходимо провести прединвестиционное институциональное укрепление. Что это означает? Не будут эффективно работать реализованные проекты, если не подготовлена почва для освоения инвестиций. Например, в города поставили комплекты компьютерных программ по учету потребителей и так далее. Но программы будут работать, когда есть подготовленные кадры, значит, нужно их обучить. Это напрямую отражается на эффективности реализации инвестиционных проектов, иначе все вложенные в него средства могут просто уйти в песок. Поэтому предварительно необходимо проводить прединвестиционное укрепление - перед привлечением инвестиций следует подготовить предприятия отрасли к их освоению.

Привлекая инвестиции в Сурхандарьинскую, Сырдарьинскую, Джизакскую, Кашкадарьинскую и другие области, мы развиваем в сельской местности систему водоснабжения. Но если не модернизировать структуру водоканала, то все усилия будут обречены на провал. Нужны новые формы управления. Сегодня мы пришли к необходимости создания ассоциации водопользователей или потребителей водных ресурсов. Это должна быть компактная, частная форма управления новым оборудованием и системами, решающая все проблемы водоснабжения населения, которая станет шагом вперед.

ПЛАНЫ

На данном этапе реформы внедряются новые формы отношений. В планах 2008 года - разработка закона о тарифном регулировании в сфере ЖКХ, программ развития инфраструктуры. Совершенствуется система управления отрасли. Ликвидированы, как лишние, звенья ТКЭО, осталось только Ташкентское городское коммунально-эксплуатационное объединение. На ближайшее время намечены:

- разработка законодательной базы деятельности водных комитетов (ассоциаций водопотребителей) в сельской местности для эксплуатации, содержания и развития локальных систем водоснабжения с привлечением частного сектора;

- разработка национальной стратегии (концепции) развития теплоснабжения, включая разработку генеральной схемы развития отрасли в увязке с локализацией (децентрализацией) и внедрением энергосберегающих технологий;

- осуществление пилотных проектов энергосберегающих технологий теплоснабжения для дальнейшего внедрения их в регионах республики;

- разработка законодательной базы по привлечению частного сектора в управление и эксплуатацию систем водоснабжения посредством реализации пилотных проектов;

- привлечение грантов на техническое содействие и прединвестиционное институциональное укрепление предприятий тепло- и водоснабжения.

("Налоговые и таможенные вести", №№ 21-22, 2008 г.)

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO