|
ОРИЕНТИР НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Коммунальная тема является одной из актуальных и жизненно важных для населения. В годы независимости в нашей стране принято более ста нормативно-правовых актов по реформированию коммунального хозяйства, урегулированию правовых отношений в этой сфере, внедрению рыночных механизмов в систему эксплуатации и обслуживания жилищного фонда. Проводимые преобразования направлены, прежде всего, на повышение качества оказываемых услуг и уровня жизни народа. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "Об утверждении правил оказания коммунальных услуг" от 15 июля нынешнего года стало логическим продолжением развития сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и нацелено на усовершенствование сложнейшего механизма работы коммунальных служб и системы их взаимоотношений с потребителями. В нем утверждены новые правила оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах, водоснабжения и водоотведения, а также по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов. О сути и значении этого документа, в частности, о новых правилах по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, читателям нашей газеты рассказал директор АТП "Чирчикмахсустранс" Толибжон Ташметович Шамшиметов:
- Правила регулируют отношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления услуг и определения размера платы за них, многие другие моменты. Выход новых правил обусловлен принятием за последние годы новых нормативно-правовых актов, которые необходимо было привести в соответствие друг другу. Поставщики услуг уже работают по новому распорядку.
- В соответствии с внедренными Правилами по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов мусор теперь сортируется по нескольким видам. В чем заключается необходимость введения такого порядка?
- Раздельный сбор твердых бытовых отходов (ТБО) является очередным шагом к экологической безопасности государства и подразумевает участие каждого жителя в этом трудоемком деле. Например, известно, что для полного разложения бутылки из пластика потребуется не менее 700 лет. Пластиковая посуда, полиэтиленовые пакеты и другой мусор, попадая в водоемы, становятся причиной заражения окружающей среды и опасности для людей. Или другой пример - приборы питания (батарейки и аккумуляторы), которые мы выбрасываем в общий мусор. Всего один такой элемент вызывает отравление 20 квадратных метров земли, а тяжелые металлы, содержащиеся в нем, проникают в почву и подземные воды.
Как показывает практика, в зарубежных странах, внедривших систему раздельного сбора ТБО, складирование бумаги, стекла, пластика в разные контейнеры вызывает интерес со стороны заводов и фабрик, специализирующихся на выпуске изделий их этих материалов. Отсортированные пищевые отходы позволяют извлекать биогаз, а цветные металлы идут на вторичную переработку. Это свидетельствует о том, что сортировка твердых бытовых отходов открывает большие перспективы для налаживания ее дальнейшей переработки и расширения источников сырья для предприятий.
В нашей стране потребители теперь обязаны осуществлять первичную сортировку твердых бытовых отходов в отдельных одноразовых пакетах, разделяя их по нескольким видам. Отдельно должен быть отсортирован мусор из пластмассы, из металла (по видам), из стекла, бумажные отходы, а также биоотходы и прочие отходы, не подлежащие переработке и утилизации. Мусоросборочные пункты оборудуются специальными контейнерами для раздельного сбора мусора с отличительными цветами, знаками и надписями. Кроме этого, должны быть отделены от других отходов отработавшие ртутьсодержащие лампы, которые будут складироваться в специально для этого установленных контейнерах на пунктах приема бытовых отходов.
- Какие еще требования прописаны в документе?
- Населению категорически запрещено выбрасывать твердые бытовые отходы на улицу, в водные артерии, арыки и неустановленные места для сбора и захоронения твердых бытовых отходов. В период осеннего массового листопада сжигание опавших листьев также категорически запрещается, они вывозятся из специально отведенных мест. Гражданам и обслуживающей организации запрещено хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также на особо охраняемых природных территориях и объектах.
Периодичность вывоза твердых и жидких бытовых отходов устанавливается местными хокимиятами, исходя из местных климатических условий с учетом санитарных норм и правил и предотвращения развития болезнетворных бактерий. Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов - ежедневно с мусоросборочных пунктов и один раз в три дня при "сигнальном" методе (сборе мусора автомашиной с оповещением путем подачи звукового сигнала) в индивидуальном секторе. Общественный контроль за своевременным вывозом мусора и учет выполнения графика вывоза твердых бытовых отходов возлагается на органы самоуправления граждан.
Важным пунктом правил является ввод требования к отечественным промышленным предприятиям принимать от потребителей морально устаревшую и вышедшую из строя продукцию собственного производства для последующей утилизации за счет производителя, с разработкой специального механизма приема продукции.
В соответствии с правилами организации санитарной очистки обязаны вывозить отходы в установленные сроки, оказывать потребителям услуги надлежащего качества, обеспечивать полный охват населения необходимым количеством мусоросборочных пунктов и контейнеров, а также следить за их состоянием. Этим же организациям поручено внедрить системы электронной оплаты услуг по вывозу мусора и отслеживания состояния лицевого счета в режиме реального времени, а также уведомлять потребителей обо всех изменениях порядка оказания услуг и тарифов путем вывешивания объявлений на абонентских пунктах и через СМИ за 15 дней до ввода изменений.
Физические лица производят оплату не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. В случае увеличения тарифов они освобождаются от перерасчета за оплаченные авансом обязательные платежи на период, не превышающий двенадцати месяцев. Юридические лица обязаны производить предоплату в размере не менее 15 процентов от стоимости оказываемых услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а полный расчет за оказанные услуги - в течение 30 дней после окончания календарного месяца.
К сожалению, не все махаллинские сходы граждан это знают и понимают, не все жители производят оплату за вывоз твердых бытовых отходов вовремя. И на сегодняшний день среди 44 махаллинских сходов граждан нашего города есть и такие, которые не выплачивают существующую задолженность уже долгое время.
Очевидно, что полное соблюдение норм и требований правил оказания коммунальных услуг зависит не только от местных органов власти, ответственных организаций, органов самоуправления граждан или ТЧСЖ, но и от инициативности, активного участия самих потребителей. Важно, чтобы каждый человек осознавал, что проводимые в нашей стране реформы направлены на защиту интересов населения, повышение уровня и качества жизни людей.
Беседовала Д. ИМИНАХУНОВА.
gazetachirchik@umail.uz
|
|