УЧИЛИСЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО СОДЕРЖАТЬ МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ
Как планировать расходы и доходы в товариществе частных собственников жилья? Как правлению ТЧСЖ взаимодействовать с собственниками помещений? Каковы способы управления и обслуживания в ТЧСЖ? На этот и другие актуальные вопросы в течение двух с половиной дней искали ответы 25 участников семинара, организованного областной ассоциацией товариществ частных собственников жилья совместно с консалтинговым центром "Kelajak shahri rivoji" и хокимиятом Чирчика. Одновременно такой же семинар проходил в Ахангаране для руководителей ТЧСЖ Ахангарана, Ангрена и Алмалыка. Цель занятий - обсудить систему самоуправления в товариществах частных собственников жилья.
Тема семинара-тренинга, состоявшегося в рамках проекта "Развитие товариществ частных собственников жилья в Узбекистане" - "Планирование работ по содержанию многоквартирного дома и финансовое управление в товариществе частных собственников жилья".
Занятия на семинаре вели директор консалтингового центра "Kelajak shahri rivoji" Гавхар Алиева и тренер этого же центра Адолат Пардаева. По четко разработанному плану в самом начале речь шла о законодательных основах деятельности товариществ частных собственников жилья, об ответственности и правах. И вроде бы должны были ширкатчики заскучать, потому что каждая жизненная ситуация в законе не описана. Но тренеры смогли так выстроить рассказ о законодательной базе, что рассказ плавно перешел в дискуссию по конкретным примерам, а потом и в решение "задач из жизни". Начиная с 2005 года, государство предпринимает шаги по преобразованию ранее созданных товариществ в подлинный институт самоуправления частных собственников жилья. Эти шаги получили законодательное закрепление в Законе Республики Узбекистан "О товариществах частных собственников жилья".
Одновременно в законодательстве республики вместо понятия "эксплуатация жилищного фонда" появилось новое понятие - "содержание жилищного фонда". Оно включает в себя управление, обслуживание (поддержание надлежащего технического и санитарного состояния), ремонт и другую деятельность, направленную на сохранность и создание необходимых условий для проживания в жилых домах и пользования прилегающим к многоквартирному дому земельным участком с элементами благоустройства. Тем самым законодательство создает основу для разделения функций управления, обслуживания и ремонта.
Гавхар Алиева и Адолат Пардаева подчеркнули плюсы и минусы управления домом своими силами. Сегодня самый распространенный способ управления многоквартирным домом в товариществах это "самоуправление", когда все управленческие вопросы решает выбранное из числа собственников квартир правление во главе с председателем.
Преимущества такого способа - правление хорошо знает состояние и особенности дома и всех собственников помещений; у правления такие же интересы как и у остальных собственников; низкие затраты на управление, если члены правления и его председатель работают на общественных началах или за символическое вознаграждение.
Недостатки:
- обычно у собственников помещений нет достаточной квалификации для управления многоквартирным домом (неграмотные управленческие решения увеличивают затраты на содержание, могут нанести ущерб дому);
- если в доме есть люди нужных специальностей (инженеры-строители, экономисты, юристы, бухгалтеры), у них обычно мало свободного времени, чтобы заниматься делами дома;
- при неоплачиваемом или низко оплачиваемом труде у председателя/членов правления нет достаточной заинтересованности, длительное время заниматься этой работой, повышать квалификацию в вопросах управления домом;
- если работа в товариществе является основным местом работы председателя правления и оплачивается достаточно высоко, то это обычно обходится дорого для собственников помещений (высокая доля расходов на управление в структуре затрат на содержание);
- если председатель правления за несколько лет становится грамотным управляющим, то его трудно переизбрать (выборная должность становится постоянным местом работы и доходов; нарушается принцип сменяемости руководства товарищества);
- вновь избранным членам и председателю правления необходимо проходить обучение управлению домом и товариществом (дополнительные затраты).
В то же время, подчеркивали тренеры, для обеспечения профессионального уровня управления многоквартирным домом товарищество может нанять в штат управляющего (исполнительного директора) или заключить договор с управляющей организацией (либо управляющим индивидуальным предпринимателем).
На второй день занятия в основном проводились в интерактивной форме. Тренеры давали задания, разделив участников семинара на группы, а потом обсуждались решения. Всем было интересно, потому что с обсуждаемыми вопросами приходится сталкиваться всем работникам ТЧСЖ. Чирчикские товарищества частных собственников жилья испытывают серьезные трудности при подборе компетентных, а главное - добросовестных подрядчиков для выполнения тех или иных крупных работ. Зачастую выделенные на ремонт средства осваиваются нерачительно, без должного контроля за качеством. Недостаточная грамотность населения, крайняя слабость ремонтной службы, усугубляют проблемы.
Финансированию и осуществлению капремонта многоэтажек, построенных до 1991 года, руководители семинара уделили особое внимание. На эти цели следует использовать не только средства на основе государственной программы, а также внебюджетные, спонсорские и, желательно, заработанные самими ширкатами.
- Когда человек не может решить проблему на месте, он ищет помощи в вышестоящих организациях, - говорит председатель областной ассоциации товариществ частных собственников жилья Жуманиез Рахимов. - К нам нередко обращаются люди из районов. Анализ жалоб показал, что чаще всего они связаны именно с незнанием основ законодательства самими ширкатчиками, да и владельцами квартир тоже. А эффективность управления в товариществе, то есть достижение цели и решение текущих проблем с наименьшими затратами, зависит от уровня профессиональной подготовки людей, которые принимают управленческие решения и обеспечивают их исполнение. Поэтому мы заключили договор с консалтинговым центром "Kelajak shahri rivoji", который вот уже второй год работает в тесном сотрудничества с Московским Фондом института экономики города, и проводим обучение на местах. Уверен, что такие семинары принесут свои положительные плоды и будут способствовать дальнейшим реформам в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В завершение участники семинара-тренинга получили сертификаты.
В. ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|