Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

А женщина женщиной будет всегда

Когда мы вспоминаем школьные годы, особую атмосферу учебного процесса, присущего по каким-то неведомым параметрам только школе, то, в первую очередь, в нашей памяти возникают образы учителей, любимых и не очень, строгих, интересных и таких не похожих друг на друга. Но обязательно у каждого из нас есть тот особенный учитель, которого мы ценим, любим и вспоминаем с особой заботой и благодарностью. О таких учителях принято говорить "педагог от бога". Нам же хотелось бы назвать его несколько иначе – "педагог для человека", или человечный педагог, близкий, родной, которого природа наградила не только педагогическим талантом, но и безграничной любовью к своим ученикам и избранному предмету. Именно такой учитель Виктория Филипповна Осипова, такой она стала для многих поколений школьников, такой она является и для нас. Во многом благодаря ей мы навсегда полюбили великий и могучий русский язык и богатую русскую литературу.

Наше первое знакомство состоялось в шестом классе. Тогда она ещё не преподавала у нас. В школе готовился праздник, посвящённый Дню восьмого марта, и нас послали к Виктории Филипповне за стихами. Помним этот светлый кабинет, светлую "высокую" атмосферу и саму Викторию Филипповну – статную, худощавую пожилую даму с огромными светлыми глазами, такую возвышенную, как будто перед нами предстала не учительница, а какая-то литературная фея, которая вот-вот посвятит нас в какую-то тайну… Тайной оказалась внушительных размеров тетрадь, а в ней то самое стихотворение, припасённое специально для нас, именно на данный случай. И удивительное не знакомое тогда напутствие "Добро, девочки! Добро!"

Вспоминается, что другие педагоги говорили нам об этом неординарном учителе: "Как же вам повезло, ребята. Это самый знающий русовед в городе".

Говоря о Виктории Филипповне, невозможно не упомянуть о той атмосфере, которая царила в классе во время уроков и после них. Это был своеобразный литературный мир. Вам улыбались Пушкин и Есенин, строго смотрел Гоголь и цитаты, цитаты, цитаты … Большой книжный шкаф, такой вместительный, что, казалось, в нём, как по волшебству, расположилась вся русская литература. В классе всегда царила невероятная лёгкость, свет, цветы, лесные пейзажи, что сближало с природой и создавало чувство невероятной свободы. Бывало, забываешь, что находишься в классе. И только "Ася" Тургенева или "Евгений Онегин" Пушкина возвращали с литературных вершин на урок литературы. На уроках Виктории Филипповны всегда просыпалась муза, бывало, даже в ущерб русскому языку и литературе, сочинялись стихи, было невероятно свободно и уютно для того, чтобы они сочинялись. Она только разводила руками и как бы разрешала: "Добро, девочки! Добро!"

Помнится, Виктория Филипповна всегда отличалась особым терпением, невероятной даже для учителя деликатностью. Никогда никто не слышал от неё ни грубого слова, ни повышенных тонов даже тогда, когда они были просто неизбежны. Более того, она сама гасила назревающие конфликты в классе. Болтунам обычно говорилось: "Ну, птички!" и был определённый жест рукой, который показывал, что птички должны закрыть клювики, а на невоспитанность или грубость было своё весёлое слово "юмористы!" Никогда Виктория Филипповна не кричала на своих учеников, никогда не пыталась сохранить дисциплину искусственным, насильным путём. И это происходило не из-за какого-то внутреннего бессилия или нежелания повышать голос, а именно из-за её определённой жизненной позиции, которая выражалась в этом героическом терпении, в этой небывалой деликатности и твёрдости убеждений. Помним, что однажды она сказала, что в человеке должен быть стержень – стержень, чтобы не сорваться, не выйти из себя, не опуститься до уровня грубых и нетактичных людей.

Её невозможно было вывести из равновесия. Вспоминается случай, когда один наш особо эмоциональный одноклассник забежал в класс после перемены и начал стрелять воображаемым оружием. Любой другой учитель, скорее всего, просто выгнал бы его с урока, прочёл бы лекцию о том, как надо вести себя в школе и многое другое. Но она улыбнулась и совершенно спокойным голосом спросила: "Ну, выплеснул эмоции? Успокоился? А теперь будем заниматься…" И мы, ошеломлённые такой выдержкой, занимались…

Вспоминаются искреннее восхищение, вера, убеждённость Виктории Филипповны в талантливость своих учеников.

Помнится, как, не жалея отведённого на урок времени, она читала и комментировала понравившееся сочинение. С каким удовольствием она хвалила нас, интересовалась нашими успехами, принимала самое активное участие в нашей творческой судьбе.

Благодаря этому восхищению, этой вере в нас, рождались замечательные открытые уроки, где рисовались и сочинялись литературные газеты, было вдохновение для собственных стихов, литературных миниатюр, сочинений.

Уроки проходили на одном дыхании, экспромтом, естественно и интересно. Никогда нельзя было предугадать, какие вопросы будут заданы и кто будет на них отвечать.

Обсуждались вечные темы, были яркие дискуссии, без штампов, без подготовки. Здесь можно было услышать такие перлы, как "Разочарованный московским обществом, Чацкий ушёл в армию", или "Я не дура. Я бы в монастырь не пошла". Были казусы, смех сквозь слёзы, но был живой диалог учителя и учеников. Задавались простые и вечные вопросы о дружбе, о любви. И каждый отвечал на них по-своему, без шаблонов и штампов. Уроки любви, подсказанные произведениями Тургенева и Пушкина, проецировались на наши дни, на нашу действительность. Помнится, на открытом уроке, посвящённом Пушкину, затронули тему отношений "побеждённого учителя" Жуковского и "победителя-ученика" Пушкина. Виктория Филипповна спрашивала, каким должен быть учитель: строгим ментором, "старшим", либо другом-наставником, дающим ученику свободу выбора, свободу творчества. И в самой постановке вопроса прослеживались принципы её как педагога. Понятно было, что Виктория Филипповна сама стремилась быть учителем-другом, учителем-наставником. И это ей удавалось: уроки проходили очень интересно, необычно были задуманы. Они начинались с мелодий русских классиков, со стихотворений самих поэтов, потом эти мелодии могли плавно переливаться в музыкальное творчество школьников, навеянное данным стихотворением или данной музыкой. На этих открытых уроках прослеживалась связь поколений, связь литературного творчества классиков с нынешними перлами современных поэтов, и это придавало динамичность нашим урокам, было больше впечатлений, творцы становились ближе, их произведения - понятнее.

Безусловно, большое впечатление на нас производило само отношение Виктории Филипповны к своему предмету. Она всегда была подготовлена к уроку. На её столе всегда было много книг с закладками, были приготовлены цитаты на каждый урок, на каждую тему. Она была осведомлена по поводу новых тенденций в языке и литературе. Бывало, разбирала с нами вопросы и темы по литературе и русскому языку, затронутые в передаче "Умники и умницы". Казалось, Виктория Филипповна знает ответы на все вопросы, так живо и с таким удовольствием она могла подсказать, дать конкретный совет. Она глубоко восхищалась произведениями, проносила их через себя, чувствовала каждого героя, переживала за его судьбу. А чего стоит фраза после прочитанного кусочка стихотворения: "Ну, вы почувствовали?!" Без комментариев эта фраза говорила сама за себя. Виктория Филипповна уважала и уважает литературу именно высокую и она не допускает в понятие "литература" многие современные произведения, не потому что является консерватором (она им не является), а потому что много сейчас грязи, безнравственных тем, недопустимых, чтобы считать их литературными произведениями с большой буквы. О знаниях Виктории Филипповны можно судить по тому, как выглядели решённые ею "Вестники": правильный ответ найден не только на заданный вопрос, но и на все варианты ответов. Простым карандашом было исписано всё свободное пространство: там указан год книги, здесь – кто же из перечисленных авторов был акмеистом, а кто – имажинистом, или футуристом. Она всегда давала исчерпывающие ответы, понятно объясняла сложное и недоступное.

Говоря о Виктории Филипповне, вспоминаем её уважение к своим ученикам, её улыбку, её "здравствуйте". Проходит время, но она не меняется. Вот уже и мы на последних курсах университетов, и она уже в школе не работает, но спешим общаться. И вот снова её заинтересованность и увлечённость нашими успехами, снова эти огромные светлые глаза, когда-то поразившие нас своей глубиной. Снова эта атмосфера уюта, милый садик возле дома, цветы, книги, интересные разговоры за чашкой чая о литературе, о жизни и, конечно, её бесконечное, великодушное, искреннее благословение: "Добро, девочки! Добро!"

М. Юсупова

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO