Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Ваше здоровье

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ

Труд, являющийся источником радости и творческой удовлетворённости, при неправильной организации может принести вред здоровью. Вот почему вопрос об оздоровлении нервно-психической сферы учащихся, особенно старших классов, учебная программа которых требует большого умственного напряжения, приобретает не только теоретическое, но, и важное научно практическое значение. Поэтому усилия гигиенистов, педагогов, психологов должны быть направлены на то, чтобы труд способствовал укреплению здоровья, гармоничному развитию физических и умственных способностей детей.

Известно, что чувство усталости после проделанной работы, сопровождающее утомление, проходит довольно быстро после кратковременного отдыха. Однако перегрузки, хотя и незначительные, но повторяющиеся в течение длительного времени, вызывают прогрессирующее утомление, переходящее в переутомление, которое снимается только сном. Утомление при умственном труде - результат нарушения корково-подкорковых соотношений, при которых, с одной стороны, наблюдаются сдвиги в корковой нейродинамике и работоспособности, а с другой - налицо неблагоприятные изменения в реакциях вегетативной сферы. Следовательно, устранение утомления связано с процессами восстановления высшей нервной деятельности и вегетативных функций.

Возникающее умственное утомление может способствовать ухудшению функционального состояния организма, снижению внимания и работоспособности, нарушению точности движений. Все это свидетельствует о развитии в коре головного мозга тормозного процесса, о снижении общей возбудимости центральной нервной системы и подвижности нервных процессов. Существенные изменения различных функций организма происходят при умственной работе ночью.

Как же проявляется утомление? В первую очередь, снижением работоспособности. Следует отметить, что снижение работоспособности может быть связанно с рядом причин: недомоганием, плохим настроением и т. д. После устранения этих причин работоспособность восстанавливается, тогда как при умственном утомлении снижение работоспособности прогрессирует - уменьшается количество выполняемой работы, ухудшается ее качество. Ребёнок становится рассеянным, у него ослаблено внимание, он не способен к работе творческого характера, плохо запоминает заучиваемое, появляется слабость, раздражительность.

Дети, не соблюдающие режим дня, особенно младшего школьного возраста, к концу уроков становятся вялыми, у них пропадает интерес к окружающему. Постоянное утомление нарушает нормальное течение процессов высшей нервной деятельности, приводит к истощению нервной системы.

В основе профилактики утомления, сохранения высокой работоспособности, укрепления здоровья школьников лежит несколько факторов. Одним из них является двигательная активность. Мышечные движения являются раздражителями для умственной работы, способствуют повышению трудоспособности и гармоничному развитию организма. Подвижные игры оказывают очень сильное общее физиологическое действие на организм детей: укрепляют нервно-мышечную систему их, улучшают дыхание, пищеварение, кроветворение, повышают обмен веществ. Наряду с подвижными играми очень полезны и регулярные занятия различными видами спорта: зимой - коньки, лыжи, санки, летом - плавание, езда на велосипеде и др., но их интенсивность должна соответствовать физиологическим возможностям детей.

Рациональный режим умственного труда - это средство не только предупреждения утомления, но и повышения умственной работоспособности. Целесообразное, физиологически обоснованное построение соответствующего режима при умственной работе может явиться и эффективным фактором активизации восстановительных процессов. Тщательно продуманный, составленный на научной основе режим дня, повседневное выполнение гигиенических правил - залог здоровья детей.

К.АБДУРАХМАНОВ, главврач "Саломатлик маркази" г. Чирчика.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO