КАК ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ РЫНОК
В этой публикации мы решили ознакомить потенциальных потребителей с так называемым "современным обликом" рынка продовольственных товаров. Поэтому речь пойдет о том, как должен выглядеть рынок на деле в цивилизованном обществе, как защитить права потребителей в сфере торговли и какие элементарные ошибки допускают продавцы и покупатели при совершении купли-продажи. Ответить на эти и другие важные вопросы мы попросили исполнительного директора Общества защиты прав потребителей г.Чирчика С. З. АЙБУШЕВА:
- Салават Зарипович, расскажите, какие требования предъявляются к рынку сегодня?
- Для создания необходимых условий розничной и мелкооптовой купли-продажи потребительских товаров широкого ассортимента с учетом свободной конкуренции при использовании торговых рядов, торговых мест и стационарных точек, в том числе павильонов, киосков и т.д. рынки подразделяются на продовольственные (дехканские), вещевые и специализированные. Кроме того, существуют и ярмарки выходного дня (к примеру, в Чирчике это всем известный Карвон-базар).
Что касается требований, то рынок должен иметь заасфальтированную (кроме скотных рынков), хорошо освещенную торговую площадь, изолированную от прилегающей территории ограждением; входы и въезды, закрывающиеся после окончания его работы; оформленную вывеску на государственном языке с указанием его наименования, специализации и режима работы рынка; оборудованные и пронумерованные торговые ряды и места для торговли, стационарные торговые точки (включая павильоны, киоски); размещение объектов и расположение торговых рядов и мест должно обеспечивать свободный проход покупателей по рынку и доступ к торговым рядам и местам; помещения для размещения опорного пункта органов государственной налоговой службы, консультационных пунктов, организуемых совместно таможенными и налоговыми органами (на вещевых и специализированных рынках, государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации пищевых продуктов).
- Должна ли быть информация на вывеске и внутри торгового объекта, и какая?
- На вывеске и внутри торгового объекта, согласно пункта 13 Правил розничной торговли, в удобных для ознакомления покупателя местах должна быть размещена информация продавца - юридического лица - о фирменном наименовании своего предприятия, месте его нахождения (почтового адреса и режима работы); продавца - индивидуального предпринимателя - о государственной регистрации и наименования зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе его выдавшем.
- А кем устанавливается режим работы в торговых объектах?
- Согласно пункта 34 "Правил розничной торговли", режим работы торгового объекта госпредприятия устанавливается по решению местных органов государственной власти, а организаций иных форм собственности (время начала, окончания работы, обеденного перерыва, выходные дни) устанавливается собственником.
- Как уже не раз упоминалось на страницах нашей газеты в беседах с Вами, при совершении купли-продажи потребителю вместе с товаром выдается кассовый или товарный чек. Скажите, когда считается заключенным договор купли-продажи между продавцом и покупателем?
- Все верно. В соответствии со статьей 10 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", продажа товара без выдачи кассового или товарного чека запрещается. Также согласно пункту 22 Правил розничной торговли договор розничной купли-продажи между продавцом и покупателем считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, (поэтому, покупая даже буханку хлеба надо требовать выдачи чека с тем, чтобы иметь возможность предъявить продавцу претензию, если возникнет в этом необходимость.
- Каков же порядок оформления ценников на реализуемые товары?
- Согласно пункту 20 "Правил розничной торговли", продавец-работник обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемых товарах с указанием наименования товара, его сорта, марки, модели, типа, цены за вес, меру или единицу товара.
- В каких торговых объектах устанавливаются или могут быть установлены контрольные весы?
- Согласно пункту 10 "Правил розничной торговли", контрольные весы должны быть обязательно установлены в торговых залах продовольственных магазинов с количеством рабочих мест 3 и более. В торговых залах с площадью 1500 квадратных метров и более контрольные весы устанавливаются в двух местах.
- Как следует поступить покупателю, чтобы проверить правильность веса отпущенного ему товара?
- Согласно пункту 18 "Правил розничной торговли", при продаже товара покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца-работника ознакомиться с необходимыми товарами, проверить правильность веса, меру отпущенного ему товара. К примеру, стандартная буханка хлеба весит 600 грамм, а обычная лепешка - 250-300 грамм. Вес других товаров, независимо от их разновидности, также должен указываться при продаже.
- Какие действия входят в обязанности продавцов по отношению к товарам до их выставления на продажу?
- Безусловно, они есть. Прежде чем подать товар на место продажи (или выставить его на продажу), продавец-работник должен освободить его тары, оберточных и обвязочных материалов, удалить загрязнения с поверхности, а также обязан провести проверку качества товара по его внешним признакам, проверить наличие на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
- А каковы условия продажи скоропортящихся продуктов?
- Продажа мясомолочных и рыбных продуктов, кондитерских изделий, полуфабрикатов, кулинарных изделий и других скоропортящихся продуктов разрешается только при наличии охлаждаемых прилавков и витрин.
- Должна ли взиматься продавцом дополнительная плата за упаковку продовольственного товара?
- Нет, развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (или выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг), надлежащего качества безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. И чтобы этот механизм действовал правильно, потребители, в свою очередь, должны владеть потребительскими знаниями и "тонкостями", которых порой не хватает и которые чаще всего необходимы даже в простой ситуации.
Д. ИМИНАХУНОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|