НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР ИЛИ УСЛУГИ? ВОЗВРАЩАЙТЕ СВОИ ДЕНЬГИ
Защита прав потребителей является одной из составляющих реализации важнейшего приоритета программы социально-экономического развития нашей страны - приоритета интересов человека.
Любая разовая покупка в магазине является реализацией устного договора между покупателем и продавцом, который, продавая свой товар, обязан действовать на рынке, соблюдая требования законодательства о защите прав потребителя, ибо в противном случае он должен отвечать по закону.
- В Законе Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" потребителям гарантируется государственная защита их прав и охраняемых законом интересов при приобретении и использовании товара (работы, услуги), - говорит председатель городского общества защиты прав потребителей Р. Рисбаев. - К нам нередко обращаются за помощью чирчикцы, хотя многие вопросы можно было бы решить сразу же, если бы они в полной мере знали свои права, данные им законом.
Так, в соответствии с законом "О защите прав потребителей" при обнаружении дефектов товара в гарантийный срок продавец обязан бесплатно устранить их в течение 20 дней, а производитель - в течение 10 дней со дня предъявления требования потребителем. Потребитель вправе также в течение десяти дней со дня покупки обменять непродовольственный товар ненадлежащего качества на аналогичный в магазине, где он был приобретен, а в случае отсутствия такого товара в продаже - получить денежную компенсацию.
Согласно части 6 статьи 1 закона "О защите прав потребителей" на товарах лечебного, пищевого назначения и бытовой химии должны быть указаны дата выпуска, срок годности и условия хранения. Это позволяет покупателям правильно исчислять срок годности изделия. К сожалению, они не все обращают на это внимание.
Согласно требованиям статьи 11 данного закона, продавцам запрещается принимать и реализовывать товары без указания даты выпуска и срока годности или с истекшим сроком годности.
В целях недопущения неправомерных действий, в результате которых с потребителя взимается плата за фактически не оказанные услуги, в части второй статьи 21 закона определено, что продавец (исполнитель) не только не вправе настаивать на приобретении потребителем за плату дополнительных товаров или предоставление дополнительных услуг, но и взимать плату за не оказанные услуги. Закон предусматривает и ответственность за нарушение этих требований.
Часть вторая статьи 27 закона предоставляет государственному комитету по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства и его территориальным органам право налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение этих и других требований законодательства о защите прав потребителей.
Так, за прием на реализацию и продажу товаров без указания даты выпуска и срока годности, для которых законодательством установлено обязательное их указание, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от объема принятых к реализации товаров при получении заключения соответствующих органов об их пригодности к потреблению (использованию) и 100 процентов в случае их непригодности, но не более 200 минимальных зарплат.
Размер штрафных санкций за прием на реализацию и продажу товаров с истекшим сроком годности составляет 100 процентов от объема таких товаров, но не более 300 минимальных зарплат.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний об устранении нарушений прав потребителей, а также за не предоставление им информации или предоставление заведомо недостоверных сведений о товарах (работах, услугах) на юридических лиц налагается штраф от 10 до 20 минимальных зарплат, а на физических лиц - от 3 до 5 минимальных зарплат.
Наибольшее количество жалоб и обращений приходится на коммунальную сферу, на торговлю и общественное питание, сферу транспорта, услуг связи и электроэнергии и другие сферы. Особо много жалоб поступает на "Чирчикшахаргаз". И это не только в Чирчике.
В сентябре в Госкомдемонополизации организован круглый стол на тему: "Защита прав потребителей в сфере газоснабжения" с участием представителей АК"Узтрансгаз", агентства "Узстандарт", Министерства юстиции и Федерации обществ прав потребителей. В ходе него была озвучена информация, подготовленная пресс-службой Госкомдемонополизации: "По итогам 2010 года в комитет и его территориальные органы от потребителей поступило более 5 тыс. и за 6 месяцев 2011 года - 3,3 тыс. жалоб и обращений. Большинство обращений решены в пользу потребителей и, по результатам прошедшего периода 2011 года, заявителям были произведены перерасчеты на сумму более 465,0 млн. сум.
В последнее время в адрес Гокомдемонополизации участились обращения потребителей по поводу незаконных начислений за неиспользованный природный газ, а также по проблемам с эксплуатацией приборов учета газа.
Так, за прошедший период только в территориальные органы Комитета поступило 374 обращений, из них 88 (25 процентов) - необоснованное начисление задолженности за неиспользованный газ, 63 (18 процентов) - необоснованное начисление задолженности за несвоевременное проведение поверки приборов учета газа, 33 (10 процентов) - низкое давление газа, 33 (10 процентов) - проблемы в установке приборов учета, в обеспечении газом с перебоями, 22 (6 процентов) - несвоевременное предоставление сведений потребителям со стороны газоснабжающей организации по проведению поверочных испытаний приборов учета газа и другие. Большинство (более 95 процентов) этих жалоб и обращений решены в пользу потребителей в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей…"
Все это говорит о возрастающем уровне потребительской культуры населения. Госкомдемонополизация на постоянной основе осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и принимает меры для устранения недостатков.
Подобные меры, направленные на защиту прав и интересов потребителей, служат росту благосостояния народа и развитию страны.
В.ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|