ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Вопрос обеспечения безопасности мирного населения от ударов оружий массового поражения и вторичных факторов вследствие их применения издавна состоял на повестке дня мировой общественности.
В 1931 году французский военный хирург генерал Жорж Сант-Пол в Париже основал международную ассоциацию "Женевские зоны". Под термином "Женевские зоны" понимались безопасные нейтральные зоны или открытые города для мирного населения во время военных действий. В 1958 году эта организация была переименована в Международную организацию гражданской обороны, а в 1972 году на международной конференции с участием делегаций 73-х государств было утверждено нынешнее Положение, которое вступило в силу с 1 марта 1972 года. Международная организация гражданской обороны (ICDO) получила статус структурного подразделения ООН.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН эта дата утверждена как Всемирный День гражданской обороны.
Жизнь, практика показали недостаточную эффективность системы Гражданской обороны, силы и средства этой системы не были готовы к противостоянию стихийным бедствиям, техногенным авариям и катастрофам.
Международный опыт показывает, что без наличия национальной концепции защиты от ЧС и соответствующей единой государственной системы, невозможно достичь эффективности защиты населения и территорий от возможных ЧС. Поэтому перед Республикой Узбекистан, обретшей независимость, сразу же встал вопрос о создании такой системы защиты от ЧС, которая была бы эффективна как в мирное, так и в военное время.
Указом Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1996 года было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое является центральным органом государственного управления, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации последствий ЧС, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, на которое возложены следующие основные задачи и направления деятельности:
- разработка и реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание и обеспечение управления государственной системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС);
- руководство гражданской защитой Республики Узбекистан;
- координация деятельности министерств, ведомств, совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов по защите населения и территорий от ЧС;
- организация подготовки населения, должностных лиц и формирований ГСЧС к действиям в ЧС;
- руководство работами по ликвидации крупных ЧС. Создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для этой цели;
- организация разработки и реализации целевых и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики.
Учитывая многогранность и масштабность объема возложенных задач, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 558 от 1997 года создана Государственная система предупреждения и управления действиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), которую возглавляет Премьер-министр Республики Узбекистан, начальник Гражданской защиты. 24 августа 2011 года принято новое Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 242 "О дальнейшем самоусовершенствовании государственной системы предупреждения и действий в ЧС Республики Узбекистан".
ГСЧС Узбекистана объединяет органы управления, силы и средства республиканских и местных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Она предназначена для организации и осуществления мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения при их возникновении безопасности населения защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике государства в мирное и военное время.
Начавшийся в ХХI век, к сожалению, не избавил человечество от стихийных бедствий, техногенных катастроф, социально-экономических и военных конфликтов. Поэтому сегодня во всех странах, в том числе и в Узбекистане, особенно актуальной является гражданская защита, основной девиз которой: предупреждение, спасение, помощь. Образно говоря, гражданская защита защищает и без нее невозможно устойчивое развитие общества и государства.
Чрезвычайные ситуации были, есть и будут. Масштабы и тяжесть последствий ежегодно возрастает. И почти всегда негативные их последствия усугубляются действиями или бездействием людей.
Следовательно, гражданская защита должна приобщать население культуре безопасности, которую необходимо воспитывать у людей с раннего детства и до глубокой старости, независимо от их общественного положения и занимаемой должности. Особенно важно воспитывать культуру безопасности у всей учащейся молодежи, школьников, учащихся и студентов - строителей будущего общества.
Чрезвычайные ситуации, даже теоретически, нельзя исключить из нашей жизни, нельзя и потери свести к нулю. Но можно и нужно уменьшить до минимума нашу уязвимость от чрезвычайных ситуаций, как природного, так и техногенного характера.
Поэтому от стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации (ликвидации их последствий) необходимо перейти к стратегии предотвращения и смягчения чрезвычайных ситуаций, снижения уязвимости. Это наиглавнейшая задача гражданской защиты XXI века, в том числе и для Узбекистана.
В обращении ООН "Стратегия за безопасный мир в XXI веке" записано: "Мы должны, прежде всего перейти от культуры реагирования к культуре предотвращения . Предотвращение не только более гуманно, чем лечение. Оно также гораздо дешевле обходится. Прежде всего, надо помнить, что предупреждение рисков - это моральная императива. Не менее важная, чем уменьшение риска возникновения войн".
4 марта исполняется 16 годовщина образования Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан. За этот период проделана большая работа. Заложена правовая и организационная основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Функционирует государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Продолжается разработка и совершенствование необходимых нормативных документов. Идет количественное и качественное наращивание потенциала ГСЧС. Совершенствуется подготовка органов управления, сил и средств ГСЧС, специалистов гражданской защиты и населения.
Решены десятки проблем, предотвращены сотни чрезвычайных ситуаций, успешно ликвидированы последствия многих чрезвычайных ситуаций, спасены сотни человеческих жизней.
Следовательно, вопросами предотвращения техногенных чрезвычайных ситуаций и смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций должны заниматься все должностные лица ГСЧС и население. Этому нужно учиться. Учеба должна начинаться с семьи, детского сада и продолжатся во всех учебных заведениях, а далее на предприятиях, учреждениях, организациях и по месту жительства - в махаллях.
26 декабря 2008 года принят закон Республики Узбекистан "О спасательной службе и статусе спасателя", что показывает особое внимание со стороны правительства и важность данных задач.
В законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" записано, что обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций является всеобщим и обязательным. Следовательно, знать какие опасности нас окружают, как от них защищаться и уметь оказывать первую медицинскую помощь (самопомощь и взаимопомощь) - долг и обязанность каждого гражданина Узбекистана.
Перед мировым сообществом, перед всем человечеством все отчетливее вырисовывается новая цель - глобальная безопасность, ибо даже экономически развитие государства не в состоянии сегодня противостоять возможным глобальным ЧС. Сейчас ООН прорабатывает вопросы создания единой всемирной системы предупреждения и действий в ЧС.
На XXI век ставится новый тезис защиты: от борьбы с последствиями ЧС - к заблаговременному их предупреждению, это и гуманнее и экономичнее.
Ш. ХУСЕНОВ, начальник ОЧС города Чирчика.
|