ЦЕЛЬ ОДНА - ПРОБЛЕМЫ ОБЩИЕ
Главная цель реформы жилищно-коммунальной сферы декларируется предельно понятно: обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг. Но если бы все было так просто, то и реформа не потребовалась бы. Многие жители не располагают достаточной информацией о реформе жилищно-коммунальной сферы, о том, какие плюсы и минусы она с собой несет. Не налажена должным образом система информирования граждан о реформе. В свою очередь, из обращений в редакцию, да и просто из личных впечатлений авторов публикаций складывается ощущение, что некоторые чирчикцы в целом заранее негативно относятся к каким-либо попыткам изменений в этой сфере; что реформа сведется к повышению квартплаты и тарифов на коммунальные услуги. Из этого напрашивается вывод, что действия коммунальных служб и реакция части горожан, как это часто бывает, неадекватны друг другу, что является несомненной угрозой для успешного осуществления реформы.
Тем не менее, субъективные впечатления, как правило, не могут быть положены в основу выводов о реальных настроениях чирчикцев, для чего редакция и попыталась сделать анализ. С его помощью предполагалось установить:
1. Отношение жителей города к работе коммунального хозяйства на сегодняшний день - если имеется большая степень неудовлетворенности, то, очевидно, что реформа осуществляется медленно и необходимо устранить проблемы, мешающие ее осуществлению.
2. Информированность жителей о размере тарифов на коммунальные услуги и жилье - если горожане не знают размеров, скажем, квартплаты, значит, пока цены на жилье еще не стали в центр внимания потребителей, в отличие, например, от цен на хлеб, что коммунальные службы не заботятся о гласности своих тарифов.
3. Ожидания горожан в отношении будущих результатов реформы жилищно-коммунального хозяйства.
За три недели в редакцию поступило 205 анкет.
Итоги анализа свидетельствуют, что каждый второй респондент знает о стоимости оплаты услуг ТЧСЖ частично. Это говорит о том, что если население не знает сегодняшних тарифов, то различные версии коммунальной реформы, обсуждаемые в городских и центральных газетах, в исполнительных и законодательных органах (повышать тарифы, не повышать) проходят мимо общественного мнения, информация о них идет на уровне "а говорят..." В нарушение законодательства коммунальные службы не публикуют информации о грядущих повышениях тарифов.
Отношение жителей города к работе коммунальных служб на сегодняшний день можно назвать скорее отрицательным, нежели положительным, поскольку:
- 93% респондентов испытывали перебои с теплом и горячей водой в течение последних нескольких лет,
- 77% респондентов обращались к услугам сантехника или слесаря менее одного раза в год, предпочитая пользоваться услугами знакомых или частных лиц,
- 13% респондентов оценили чистоту своего двора как "чисто" и "относительно чисто",
- 26% респондентов оценили чистоту своего подъезда как "чисто" и "относительно чисто",
- 74% респондентов живет в "грязном" (или "очень грязном") дворе,
- 62% респондентов живут в "грязном" (или "очень грязном") подъезде,
- 39% респондентов живет во дворе, который не освещается,
- 8% респондентов отметили, что их двор освещается в темное время суток,
- 11% респондентов оценивают, как удовлетворительную, работу ТЧСЖ.
Таким образом, нельзя сказать, чтобы жители Чирчика были довольны ходом жилищно-коммунальной реформы и были удовлетворены сложившейся ситуацией. Но, к сожалению, как следует из результатов опроса, чирчикцы не ожидают улучшения работы соответствующих служб в результате реформы, что, по-видимому, и делает сегодняшнюю ситуацию в их глазах вполне приемлемой.
Как показывают результаты опроса, наши жители практически не информированы о ценах на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Так:
- о ценах на электроэнергию информированы 64% опрошенных,
- о размере квартплаты в ТЧСЖ знают 10% (!!),
- о размере платы за холодную воду и канализацию - 21%,
- о размере платы за газ - 52%,
- о размере платы за горячую воду - 38%,
- о размере платы за отопление - 5%.
Отмечая высокую степень информированности о ценах на электроэнергию: можно предположить, что это связано с наличием счетчиков, в отличие от горячей воды, тепла, холодной воды и канализации, где расчет идет по усредненным нормам.
В то же время незнание цен и тарифов услуг товариществ частных собственников жилья говорит о том, как организована управленческая работа в них, т.е. тесный контакт с членами ТЧСЖ и общественностью отсутствует.
Были выделены 4 группы населения по отношению к перспективам развития жилищно-коммунального хозяйства:
- 39% составляют "пессимисты" - они считают, что цены на жилье и услуги ЖКХ повысятся и жизнь в результате реформ станет хуже, при этом коммунальные службы будут работать хуже.
- 4% - "оптимисты". По их мнению, цены повысятся, но жизнь в результате реформ станет лучше, и коммунальные службы будут работать лучше.
- 58% - "сдержанные пессимисты". Цены повысятся, жизнь станет хуже, но коммунальные службы будут работать по-прежнему.
- 7% - оценивают ситуацию таким образом, что цены обязательно повысятся, а в остальном - либо жизнь станет хуже, а работа коммунальных служб улучшится, либо - наоборот.
Итак, ничего хорошего от реформы не ждут 77% респондентов. Это означает, что реформа жилищно-коммунального хозяйства в целом крайне непопулярна у городского населения. Учитывая, что 39% респондентов считают, что после реформы коммунальные службы будут работать хуже, хотя уже сейчас степень недовольства их работой достаточно высока. В то же время чирчикцы не считают необходимым вмешиваться в работу ширкатов, полагая, что с их стороны достаточно своевременно вносить оплату. Поскольку опрашиваемые плохо информированы о действующих тарифах; выражают большую степень недовольства качеством работы жилищно-коммунальных служб; пессимистически оценивают будущие результаты реформы, логично предположить, что в настоящий момент у горожан нет понимания сути проводимой реформы.
А ее главная идея - это то, что ключевую роль во всех вопросах, касающихся жилья, должен играть собственник. В соответствии с законодательством собственник отвечает за сохранность своего имущества, несет риски по его утрате и обесцениванию. Если в отношении любого другого имущества эти нормы действуют уже давно, то в жилищной сфере их внедрение как-то отставало. Мы с готовностью приняли права, которые дает собственность на жилье, но предпочитали не думать о возникающих в этой связи обязанностях. И огромное количество проблем, связанных с плохим содержанием и высоким износом жилья, было вызвано именно тем, что на протяжении последних лет никто по-настоящему не отвечал за состояние жилищного фонда.
Теперь государство передало всю ответственность по содержанию жилья тем, кто им владеет, т.е. квартировладельцам. Функции государства ограничиваются только контролем за соблюдением санитарных норм и правил, технических регламентов безопасности. Поэтому, если каждый из нас не будет интересоваться и активно участвовать в благоустройстве своего дома и двора, то и результатов придется ждать очень долго.
В. ПАВЛОВСКАЯ.
pavlo-valentin@yandex.ru
|